Шевчук Т.И.

Формирование и развитие читательской грамотности школьников: пути и проблемы их решения 

Т.И.Шевчук, учитель русского языка и литературы
ГУО «Великогатская средняя школа»

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро

 Работая в школе почти четверть века, я всё чаще и чаще ловлю себя на мысли: мне нравится учиться (да, не столько учить, как учиться). А нравится ли это детям поколения XXI века, века не простого, а компьютеризированного, века современных технологий, когда социальные сети вытесняют из жизни реальное общение, когда для просмотра доступны сотни телевизионных каналов, когда у каждого члена семьи есть личный гаджет с множеством различных приложений. А можно ли чему-то научиться не читая? Всё чаще слышу от учеников, что у них практически нет времени на чтение (о желании читать они просто умалчивают); редкостью становится теперь и наличие домашней библиотеки.
 Являясь не один год членом комиссии районной олимпиады по русскому языку и литературе, делаем с коллегами выводы, что в конкурсе «Устное высказывание» учащимся трудно выражать свои мысли из-за отсутствия начитанности. Если попадает тема о книге, дети не могут назвать самостоятельно прочитанную книгу, ограничиваясь только произведениями школьной программы. Поэтому нечего удивляться тому, что наши дети не умеют красиво выразить свои мысли, грамотно построить предложение, в конце концов - правильно произнести слово.
 В русской литературе образ читающего ребёнка, более того, глубоко захваченного чтением и трепетно чувствующего прочитанное, появился в XVIII веке. Из литературы 90-х годов XX столетия этот образ исчезает, он почти потерян.
Но эту проблему надо как-то решать, ведь выход всегда есть, его нужно только хорошенько поискать. И я пытаюсь это делать со своими учениками, понимая, что отказаться от компьютеров и телефонов и просто заставить читать невозможно. Поэтому я решила совместить два этих вида получения информации. Так при изучении повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» в 8 классе после вступительного слова учителя предлагаю учащимся посмотреть несколько моментов фильма по этой повести, снятого в 1972 году и сравнить с постановкой этого же фильма 2015 года. На дом учащиеся получают задание читать повесть и посмотреть фильм до конца, чтобы на следующем уроке сравнить, всё ли совпадает в повести и постановке фильмов, сделать свои выводы. Задавая это задание, мною были поставлены следующие задачи:
- формирование основ читательской компетенции учащихся;
- совершенствование умения работать с разными источниками информации;
- создание единого читательского пространства: учитель-ученик.
 Но читать нужно, не просто перелистывая страницы, а читать грамотно. Грамотность чтения - это способность:
- понимать текст;
- размышлять над его содержанием;
- оценивать прочитанное;
- излагать свои мысли о прочитанном;
- использовать содержание текстов для достижения собственных целей (принимать взвешенные решения, развивать возможности активного участия в жизни общества…).
 И поверьте мне, на следующем уроке «лес рук». А я радуюсь результату: учащиеся заметили такие мелочи, которые я извлекаю для себя, как урок (учусь!), они сами делают выводы, их умозаключения просто поражают меня.
 Аналогичную работу я провожу в 10 классе при изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир», где не реально добиться стопроцентного чтения этого замечательного произведения, а заинтересовать учащихся всегда можно. Это мне удаётся посредством просмотра отдельных фрагментов фильма, например: первого бала Наташи Ростовой, Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Андрея Болконского на поле Аустерлица; показать образы императоров Наполеона и Александра, Кутузова и Наполеона, пожар и оставление Москвы, Бородинское сражение…
 Часто на своих уроках я использую притчи, которые заставляют моих учеников не только думать, анализировать и делать свои выводы, они содействуют их духовному развитию и росту. А на вопрос, знают ли дети  какие-нибудь притчи, на первом уроке положительного ответа может и не быть. А на втором уроке один-два ученика  рассказывают  притчи о счастье, человеке и судьбе, любви…Потом проходит месяц-два и кто-то из учащихся делает выводы по теме, уже приводя в пример притчу, прочитанную самостоятельно. Это ли не маленькое чудо?
 В последнее время часто провожу «Час тихого чтения», когда привожу детям примеры из книг, которые читаю в настоящее время или же рассказываю начало, интригую и говорю, что у меня совсем нет времени, чтобы скорее дочитать эту книгу и сказать, чем всё там закончится. Так было с книгой Сары Джио «Среди тысячи лиц». Сначала ребята спрашивают меня, не прочитала ли я, чтобы узнать судьбу героев, а потом говорят, что нашли эту книгу и читают  сами, опережая уже меня. А вскоре сами учащиеся делают рекламу прочитанных книг. И снова результат!
 А ещё я часто задаю домашние задания, где надо найти слова определённых частей речи, выписать словосочетания с разными видами подчинительной связи, выписать причастия, деепричастия или предложения с причастными или деепричастными оборотами …из литературы для дополнительного чтения.
 Такие вариативные домашние задания дают возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе. A самое главное – дети читают!
 Сочетание моих приёмов с текстом позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений. Мы видим, как у детей формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». И когда я вижу, что эта грамотность растёт, тогда я могу сказать словами И. Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня, они будут открывать это новое сами».

Список литературы:

Антипова И.А. Образ читающего ребёнка в русской литературе ХХ века/И. А. Антипова// Школьная библиотека.- 2004.-№1


comments powered by HyperComments
поделиться в: