Жданюк Т.И.

Формирование и развитие читательской грамотности обучающихся посредством использования технологии педагогических мастерских

Т.И. Жданюк, учитель начальных классов
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 1 г. Ивацевичи»

 

 Кого можно назвать «грамотным читателем»? Это тот, кто обладает способностью понимать письменные тексты, размышлять над содержанием прочитанного и оценивать его, излагать свои мысли, используя содержание текстов для достижения собственных целей.
 На мой взгляд, формирование и развитие читательской грамотности обучающихся тесно связано с проблемой развития речи младших школьников. Эта проблема всегда была актуальна в методике преподавания. Но в современных условиях, когда в школу приходят дети, не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими нарушениями, прежние методы развития речи не достаточны, чтобы разрешить эти проблемы. Приходится искать новые пути их решения.
 Значимость развития речи в судьбе человека трудно переоценить. Поэтому желание систематически работать над этим вопросом возникло у меня давно. И вот, будучи на курсах в Брестском ИРО, я встретилась с замечательным педагогом, чудесным человеком Марией Леонидовной Федецовой. Она познакомила нас, слушателей курсов, с использованием в работе по развитию речи учащихся технологии французских мастерских. Почему мастерские нужны современному учителю? Почему они стали актуальны?
 Во-первых, интерес к учебному предмету возникает у всех, кто становится участником мастерской. Во-вторых, мастерские «запускают» ассоциативное мышление, которое нужно для проявления собственных представлений, чувств и мыслей. В-третьих, мастерские способствуют развитию творчества, инициативы, самовыражения учащихся, умения находить нужную информацию и работать с ней; развивают навыки проблемно-поисковой деятельности, диалогового общения и успешного разрешения конфликтных ситуаций. В-четвёртых, являясь рефлексивной технологией, мастерские на практике вызывают и развивают способность к аналитической деятельности, к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения; а также к самоанализу и самоконтролю.[1]
 Прежде всего, я определила для себя главные моменты своих жизненных позиций. Называю их «Заповеди учителя»:
- Хорошо и много работать самой и учить этому своих учеников.
- Любить то, что преподаёшь, любить тех, кому преподаёшь.
- Учитель учит до тех пор, пока учится сам.
- Проявлять творчество в организации внеклассной работы.
- Тревожить душу каждого ребёнка, учить его думать, размышлять, красиво и свободно выражать свои мысли.
 Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для учащегося хорошая, грамотная речь – залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе. Развитие речевой деятельности – это не стихийный процесс, он требует определённого педагогического руководства. Речевая активность учащихся проявляется в их общительности, в отсутствии скованности, молчаливости, боязни говорить. Учитель обязан «разговорить» своих учащихся в любых условиях и ситуациях. Важно развить в них способность правильно и красиво выражать свои мысли, находя для этого точные и образные выражения, научить творческому воображению, ассоциативному мышлению. Навыки устной и письменной речи формируются у ребёнка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание обращаю на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление различных речевых недочётов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.
 «Чем жаловаться на всеобщую темноту, не лучше ли самому зажечь хоть одну маленькую свечу», – эти слова толкнули меня на разработку собственного варианта решения проблемы.
 Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учащихся в составе малой группы (7-15 человек) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности ребят. Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта. Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание. Мастер предлагает и гарантирует ребятам творческий характер деятельности, направляет их на поисковые методы.[2]
 Сам факт групповой работы способствует развитию коммуникативных навыков ребят, даёт им возможности научиться распределению обязанностей в мини-коллективе, учить слушать, аргументировать, использовать преимущества коллективного поиска.
 В начале занятия дети получают исходный материал, основу, используя которую, они сделают свои открытия. К этому материалу педагог продумывает несколько заданий, для их выполнения понадобятся навыки поиска и творческий настрой.
 Технология педагогических мастерских не ранжирует детей. Она утверждает, что все способны к постижению знаний и, как следствие, на высокий результат. При этом создатели технологии отмечают, что время всё-таки для этого у каждого своё. Учитель должен составить урок так, чтобы дать ребятам эту возможность. Отсюда произрастает ещё одно незыблемое правило технологии – свобода. Ребёнок свободен в выборе инструментов для познавательной деятельности, свободен в построении своей работы и т.д. Его не должны сковывать рамки, он должен чувствовать себя открытым для творчества и для самовыражения.
 Материал лишён логического построения: дети вольны сами выбрать последовательность изложения, разобраться в иерархии вещей. Процесс познания имеет большую ценность, нежели само знание. Ученик движется к истине своим путём и также имеет право на ошибку. Ведь ошибка тоже двигатель познания. Коллективное творчество культивируется – совместная работа только усиливает эффект плодотворной работы. [3] 
 Изучив материал по интересующей меня теме, я приступила к разработке уроков. Мною были разработаны такие уроки-мастерские: «Зимняя сказка», «Путешествие снежинки», «Сердце матери», «История водяной капельки», «Летит снежинка белая», «О чём шепчут осенние листья», «Всё начинается с семьи», «Лето», «Урок жизни», «Дом».
 Проведя множество уроков с использованием технологии педагогических мастерских, я ещё раз убедилась: когда на мастерской учебная информация воспринята и осмыслена, сам ребёнок определил признаки, понятия, зафиксировал способы их применения, порядок действий с ними, то активность ребёнка более полно направляется на прочное усвоение добытого на мастерской знания, ребята вносят необходимые коррективы в описание признаков и последовательность действий, затем, работая в парах, группах, отрабатывают их.
 Хочу констатировать тот факт, что данная технология не требует коренной ломки сложившейся у педагога схемы обучения. Она является локальной и может применяться при изучении отдельных тем (разделов) или даже на отдельных учебных занятиях. Вместе с тем данная технология требует от педагога специальной подготовки: овладения её философией, принципами, наличия мотивации на её освоение и применение. Необходим также определённый уровень развития учащихся, прежде всего их информационных, творческих, исследовательских, коммуникативных умений.
 Мастерские показывают, как меняется восприятие художественной литературы у моих учащихся, меняются их взгляды на мир, способы общения. Всё это помогает учителю не останавливаться в желании учиться самому. Пусть же система «учитель – ученик» всё более превращается в систему «ученик – учитель», чтобы учитель был действительно нужен ученикам.
 Изучение теоретических основ и применение на практике технологии французских мастерских позволило мне достичь следующих результатов:
- повысился интерес к процессу обучения;
- пассивное слушание и пересказ сменились активным участием школьников в образовательном процессе;
- у учащихся успешно формируются навыки групповой и самостоятельной работы;
- качество знаний учащихся с 3 по 5 класс составляет 100%.
 Я считаю, что мой опыт доступен любому учителю и рассчитан на всех учащихся. Новые методы меняют моих учеников, меня саму, атмосферу наших занятий. Я обнаруживаю в детях скрытые таланты, они открывают для себя новые знания, и между нами устанавливаются отношения взаимоуважения и доверия.

Технология педагогических мастерских
Нестандартная, развивающая
Раскрепощает, стимулирует, учит говорить
Слушая других, записывай и применяй
Развитие речи.

 

Список литературы:

  1. Белова Н.И., Мухина И.А. «Педагогические мастерские: Теория и практика». СПб, ТВПинк, 1995 г.
  2. Мухина И. А. «Что такое педагогическая мастерская». Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: книга для учителя. СПБ, 2002 г.
  3. Окунев А.А. «Урок? Мастерская? или …» Санкт-Петербург, 2001 г.

comments powered by HyperComments
поделиться в: