Емельянова И.В.

Формирование читательской грамотности в урочной и внеурочной деятельности при изучении учебного предмета «Русская литература» в 5 классе

 

И.В. Емельянова, учитель руского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 4 г. Ивацевичи»

 Многим известны слова успешного банкира и бизнесмена Натана Ротшильда: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Сегодня эта цитата очень актуальна.Кроме того, она может быть применена к современной системе образования, которая призвана воспитывать личность с критическим мышлением, учить подрастающее поколение читать вдумчиво и осмысленно, то есть совершенствовать умение получать информацию и интерпретировать ее.
 Иначе говоря, особое место при обучении занимает чтение и работа с информацией, полученной в результате чтения.Успешное усвоение предметовневозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности. Это касается не только уроков русской литературы и русского языка, белорусской литературы и белорусского языка. Это некое универсальное умение, которым должны овладеть учащиеся при получении образования по большинству предметов. Например, чтобы решить задачу по математике, ее нужно «грамотно» прочитать, а уже потом применить те или иные формулы для решения.
 Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) в 1991 г.По информации, размещенной на национальном образовательном портале, традиционно данное исследование проходит по трем направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Под понятием «читательская грамотность» понимается «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Базовыми гуманитарными предметами для формирования читательской грамотности являются уроки русской и белорусской литературы, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития учащегося.
 В данной работе речь пойдет о формировании читательской грамотности в урочной и внеурочной деятельности при изучении учебного предмета «Русская литература» в 5 классе.
 В Образовательном стандарте учебного предмета «Русская литература» (I—XI классы) и Концепции учебного предмета «Русская литература» целью изучения данного предмета в числе прочих называется «…развитие у учащихся художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры».
Содержание литературного образования в школе включает четыре основных компонента, одним из которых является система специальных (читательских) умений.

Необходимыми читательскими умениями при изучении литературы являются следующие:

– умения, связанные с эстетическим восприятием литературного произведения (представлять, воображать картины и образы, созданные писателем; высказывать первичные впечатления и пр.);
– аналитические умения (анализ эпизода, сюжета, композиции, художественного языка и пр.);
– синтезирующие умения (умения сопоставлять, обобщать, делать выводы);
– умения, связанные с оценкой художественного произведения (умения, направленные на личностное прочтение, восприятие художественного произведения, его родовых, жанровых и композиционных особенностей, нравственно-эстетических идеалов, общественной значимости; аргументированное выражение своего отношения к изученному, а также самостоятельно прочитанному произведению из списков для дополнительного чтения).
 Овладев вышеназванными умениями, учащийся может считаться грамотным читателем. Однако это долгий путь, который успешно проходят далеко не все учащиеся.
 Изучение русской литературы в 5 классе занимает особое место в системе литературного образования, так как это переходный этап от начального образования к среднему звену, что обусловливает критерии отбора произведений, принципы расположения в программе и методику их изучения.
 На этом этапе на первый план выходит умение правильно и осмысленно читать. Многие учащиеся часто читают так, как читается, заменяя одно слово другим, даже не близким по значению, неправильно ставя ударения (в том числе и логические), интонационно нарушая границы предложений. Все это препятствует углублению в смысл текста, не позволяет понять тему сообщения, а тем более правильно ее сформулировать, подталкивает к сужению темы и основной мысли, наиболее важных моментов в тексте и менее важных, мешает восприятию последовательности подачи материала и не дает возможности установить связь между его структурными частями, что, в свою очередь, приглушает авторскую позицию и авторское видение предмета речи. Осмысленное чтение – чтение неторопливое и скрупулезное, требующее от пятиклассника усидчивости и терпения. Умение осмысленно читать – залог будущих успехов учащегося.
 Немаловажное значение имеет умение определять тему и основную мысль. Педагогу необходимо донести до учащихся, что тема — это то, о чем говорит автор, а основная мысль — тот вывод, к которому он пытается подвести читателя в своем тексте, и научить их формулировать и различать тему и основную мысль — вот поле для деятельности. Видеть прямую, непосредственную информацию и уметь ееотделять от подтекста — это и есть успешная основа определения темы и основной мысли.
 Уже с пятого класса и вплоть до окончания школы учащиеся учатся работать с отдельными синтаксическими единицами — словом, словосочетанием, предложением. Это самая кропотливая языковая работа, направленная на углубление в лексический запас языка и на пополнение собственного словарного запаса. Ценна в этом смысле работа с контекстом, поскольку именно она позволяет проникнуть в тонкости смысла слова. Работа с синтаксическими единицами способствует осмысленному восприятию содержания, созданию у читателя более полного впечатления о прочитанном. В этот период важную роль играет лексическая (словарная) работа, которая должна проводиться на каждом уроке русской литературы и языка. Лексический запах большинства учащихся итак достаточно скуден, да и в произведениях русской классической литературы встречается большое количество историзмов, архаизмов, устаревших слов. 
 Немаловажная роль отведена умению составлять планпо прочитанному. Работа по формированию данного умения предусматривает разделение текста на смысловые части, определение микротем текста, формулирование их названия. Владение в достаточной степени данным умением сможет обеспечить логичный, последовательный, осмысленный пересказ текста. Так учащиеся при изучении сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» испытывают определенные трудности при составлении маршрута Насти и Митраши (Блудово болото – Высокая грива – Борина Звонкая – Лежачий камень – Сухая речка – Слепая елань – палестинка). Это происходит из-за того, что среди достаточно объемного описания природы не могут вычленить важные пункты, где проходили герои произведения, поэтому у пятиклассников нет целостной картины происходящего в повести.
 Умение давать ответы и формулировать вопросы также способствует более глубокому пониманию текста. Сформированность этих умений дает возможность вычленения из текста необходимую минимальную фактическую информацию, сопоставления ее с известной информацией из иных источников, привлечения собственных наблюдений и личного жизненного опыта для предоставления основательных объяснений, доказательств, подтверждений, выражения согласия или несогласия, оспаривания иного суждения, предложения нескольких возможных вариантов ответа и др.При изучении повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» можно предложить учащимся порассуждать на основе прочинанного, предложив следующее задание: «Писатель назвал свою произведение «В дурном обществе», редактор дал заглавие «Дети подземелья», а экранизация повести называется «Среди серых камней». Сопоставьте эти три заголовка. Какой из них точнее? Почему?»
 Немаловажно, когда учащиеся не только умеют давать ответы на вопросы, но грамотно их формулировать. Когда дается задание, например, составить пять вопросов по содержанию сказки Х.Х. Андерсена «Снежная королева» и подготовить ответы к ним, учащиеся начинают рассматривать текст произведения буквально под микроскопом. В результате можно услышать вопросы такого рода: «В каких чулках была Герда, когда отправилась на поиски Кая?» Может сложиться впечатление, что пользы от такого задания немного, однако перед тем, как составить такой вопрос, зоркие глазки и пытливые умы пятиклассников исследуют произведение вдоль и поперек, следовательно, будут хорошо ориентироваться в прочитанном.
 Крайне важным является умение выполнять творческие задания. Вероятно, что кто-то станет сомневаться в том, что можно в каждом учащемся сформировать это умение. Возможно, умение выполнять творческие задания основывается на немаловажном умении проследить общую линию поведения героев, сущность явления или действия, главный мотив, авторскую позицию в раскрытии темы и способе подачи основной мысли, на умении предположить, предусмотреть, не забывая о том, что каждый человек в той или иной степени способен к творчеству как таковому. Так, например, при изучении рассказа А.П. Чехова «Мальчики» в качестве домашнего задания можно предложить учащимся пофантазировать на тему: «Что станет с героями рассказа через двадцать лет?»
 Поскольку ведущая литературоведческая проблема курса русской литературы в 5 классе — род литературы: учащиеся получают представления о лирических, эпических, драматических произведениях, важно предлагать задания, в которых нужно написать произведение собственного сочинения определенного рода литературы, например, рассказ о любом четвероногом питомце, стихотворение о любимой поре года.
 Не стоит забывать, что главный путь постижения литературно-художественного произведения учащимися – чтение, вслушивание, «вчувствование» в текст, его комментирование на доступном уровне, «пересоздание» в устной и письменной формах, стимулирование творчества и сотворчества с писателем.
 Читательскаяграмотность учащихся должна успешно формироваться в процессе обучения не только по предмету,атакжеза его пределами,поэтомуочевиднойстановитсянеобходимостьсистемнойисистематическойработывсехучителей-предметников в данном направлении, а также родителей, ведь именно в семьеребенок усваивает определенные модели читательской деятельности. Важное значение приобретают внеклассные и внеурочные мероприятия (бюро литературных новинок «Книга – восьмое чудо света», социальная реклама о пользе чтения, викторина «Путешествие в мир книги», игра «Книгу читаешь –  много знаешь» и мн. др.), предметные недели, недели детской книги, вечера семейного чтения.
 По мнению французского писателя и просветителя Дени Дидро, «человек перестает думать, если перестает читать». Совершенствуя читательскую грамотность учащихся, мы воспитываем думающего человека, который способен не только воспринимать написанный текст, но и видеть его глубокий смысл, критически оценивать содержание прочитанного, соотносить его с личным опытом.


comments powered by HyperComments
поделиться в: