Сергеева М.В.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ.
СОТРУДНИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, БИБЛИОТЕКАРЕЙ

 

М.В. Сергеева, заведующий библиотекой
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 1 г. Ивацевичи»

 

«Семейное чтение тонкой нитью соединяет
одну душу с другой, и тогда рождается родство души»
Я. Корчак

 

 В последнее время всё чаще наблюдается снижение интереса к книге и её чтению, как среди взрослых, так и среди детей. В кругу семьи почти прекратилось совместное чтение и обсуждение книг. Именно в семье формируется интерес к книге, так как первым посредником между ребёнком и книгой являются родители. Ведь недаром ещё в XVI веке было замечено: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему» [2].
 Как приобщить своё чадо к чтению? Как полюбить книгу? Как научить его читать, понимать прочитанное? Готовые рецепты найти трудно. А самое главное – чтение должно ассоциироваться с радостью, а не со скукой и принуждением.
 В одиночку проблему не решить. Необходимо объединить усилия школы, семьи и библиотеки для её решения. Библиотека – неотъемлемая часть образовательного процесса, тем более, если мы говорим о школьной библиотеке. Это культурный и информационный центр, который не смог бы жить и работать достаточно хорошо без тесного сотрудничества с воспитателями, учителями-предметниками, со всеми структурными подразделениями школы [1].
 Основная работа библиотеки направлена на привлечение учащихся к систематическому чтению, воспитанию у них навыков самостоятельной работы с книгой. Что можно сделать, чтобы посеять серьёзную, прочную любовь к чтению, воспитать любовь к книге? Я считаю, что в нашей школе есть все возможности для решения данной проблемы.
 Каждый человек уникален и неповторим, поэтому важно уметь жить большой, дружной школьной семьёй, где, несмотря на проблемы, главное место занимают уважение, доверие, понимание и сотрудничество. Народная мудрость гласит: «Испокон века книга растит человека». Оказалось, что пропагандировать книгу, активно используя для этого игровые элементы, очень интересно и увлекательно. А если привлечь к этой работе родителей, учителей, бабушек и дедушек, то эта работа становится ещё интереснее. Внутришкольное сотрудничество даёт нам возможность разнообразить формы и методы работы по привлечению читателей к прочтению книг. При активном участии классных руководителей в библиотеке систематически проходят литературные праздники, викторины, тематические классные часы, беседы, литературные игры. Самые важные наши помощники в организации детского чтения – это родители, дружбой которых мы дорожим. Многие родители принимают активное участие в наших семейных праздниках, посвящённых Дню семьи, Дню матери, 23 февраля, 8 марта, литературных вечерах, на которых они не просто зрители, а главные герои мероприятий.
 Взаимодействие библиотеки и семьи – это наиболее эффективный путь приобщения к семейному чтению взрослых и детей. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным же действующим лицом в этом общении является ребёнок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать к размышлению. Отсюда и главная задача школьной библиотеки – научить родителей читать вместе с ребёнком и общаться с ним [3].
 Полное взаимодействие библиотеки и родителей начинается с первого знакомства, когда библиотекаря приглашают на классные родительские собрания. С родителями первоклассников проводятся беседы «Давайте познакомимся!» (Знакомство со школьной библиотекой), «Наша домашняя библиотека»; анкетирование родителей и детей «Книга в семье»; оформляются выставки «Испокон века книга растит человека», «Семейное чтение для сердца и разума», «Книги нашего детства» (названия выставок могут быть одинаковы, а книги соответствовать разным возрастным группам учащихся). Происходит знакомство родителей с выпущенными информационными бюллетенями на различные темы: «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению», «Чтение: да и нет», «Дети, книги, телевидение…», «Круг чтения: отцы и дети»; зачитывается информация о том, что читают их дети и что могли бы прочитать, анализируется содержание читательских формуляров; проводится обзор литературы для внеклассного чтения.
 Особое внимание уделяется учащимся. В сентябре первоклашки впервые приходят на экскурсию в библиотеку. Мы стараемся создать для них тёплую и доброжелательную атмосферу, располагающую к сотрудничеству.
 Пытливости ума младшего школьника можно позавидовать. Им всё интересно узнать. Первые организованные посещения школьной библиотеки помогают открыть учащимся для себя новый, ещё не освоенный мир. Мы знакомим детей с книгами, различающимися не только по внешнему виду и размеру (книги-раскладушки, книжки-малютки, музыкальные книжки, книжки-ширмы, книжки-игрушки, книжки-раскраски и др.), но самое главное – по содержанию (сказки, загадки, рассказы и многое другое в стихах или прозе).
 В ходе экскурсии обращаем внимание на то, что в зале находится много книг, но ни одна из них не валяется, как попало, а все стоят на своём месте, около своего буквенного разделителя (по фамилии автора или же по теме) и на своей полочке.
 В ходе беседы с детьми всё, о чём мы рассказываем, обязательно показываем и, по возможности, даём в руки. Дети в непринуждённой обстановке проводят с пользой для себя время. Когда учащиеся научатся читать и запишутся в библиотеку, мы вместе изучаем правила читателя и учим оказывать книгам первую помощь.
 Для того чтобы поддерживать и развивать в юных читателях потребность, интерес к книге, мы стараемся использовать все доступные средства. Одно из них – это игра. Учащихся 2-х классов мы знакомим с правилами расстановки книг на стеллажах и проводим игру «Кто ищет, тот найдёт». Подробнее рассказываем о книгах для их возраста, проводим различные игры в читальном зале с использованием компьютера: «Поле чудес» по книге А. Милна «Винни Пух и все-все-все», «Своя игра» по сказкам А.С. Пушкина и К.И Чуковского, интерактивную игру «Кто хочет быть сказочником?» по сказкам Ш. Перро, шуточную викторину «Сказочная доска объявлений».
 В библиотеке большой популярностью пользуется библиотечный кинотеатр «Книга на экране», в котором учащиеся и их родители смотрят любимые мультфильмы, фильмы-сказки по произведениям российских и зарубежных писателей, а затем берут книги для чтения домой. Рекламировать книги нам помогают и буктрейлеры. Они могут быть созданы в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации. В них раскрываются самые яркие моменты произведения, которые должны содержать интригу, чтобы заинтересовать зрителя, подвести его к прочтению книги. У нас собрана огромная коллекция буктрейлеров для различных возрастных групп.
 Учащихся 3–4-х классов на классных или информационных часах мы знакомим со справочной литературой, научно-популярными книгами, которые находятся в читальном зале, с серией книг «Маленький профессор», «Рассказы Деда Природоведа», «Я познаю мир», «Всё обо всём», «Мои первые энциклопедии». Проводим интересные викторины «Самые, самые…», «Хорошо ли вы знакомы с героями из Простоквашино?», «Литературный марафон», «Литературный каламбур», проводим обзор литературы с использованием презентаций «Читаем Успенского», и у ребят зажигаются глаза, они с удовольствием ждут новой встречи с нами. Затем просим учащихся принести на следующее занятие в школу книги из своей домашней библиотеки, рассказать о них одноклассникам, чтобы вызвать интерес к прочитанному и поделиться впечатлениями дома с родителями.
 Также одним из эффективных способов привлечения внимания наших читателей к книге и развития интереса к ней являются выставки. Какое их огромное множество! Тематические, жанровые, посвящённые творчеству писателей, выставки-новинки, периодических изданий, одной книги и др. А их красочное оформление, сопровождающееся интересными вопросами, загадками, кроссвордами по данной тематике, привлекает внимание детей и побуждает их к чтению книг.
 На абонементе у нас оформлены книжные выставки: «В гостях у сказки», «Мир вокруг нас», «Книги нашего детства», «Школьный детектив», «Добры дзень, кніжка беларуская», «На минутку подойди, на новинку погляди!», «Лучше лопнуть от смеха, чем умереть от скуки». Жанровая расстановка книг на этих стеллажах наиболее близка и понятна учащимся. Все эти книги пользуются спросом у маленьких читателей, которые с удовольствием берут их на дом почитать, ждут, когда появятся новые книги.
 Для учащихся 5–7-х классов подготовлены книжные полки: «Это интересно», «Книги, которые нам подарили», «Читатель советует читателю», «Улётные хиты для летнего чтения». Для старшеклассников оформляются тематические полки: «Книга, которая меня изменила», «Полка единственной книги», «Книга, прочитанная вовремя», «Зачитаны под самый корешок или Долгожители нашей библиотеки».
 Традиционным стал в нашей школе конкурс «Папа, мама и я – читающая семья», который проходит на Неделе детской книги. Конкурс показывает: в семье, где читают родители, любимым занятием детей становится чтение, там значительно меньше проблем с интеллектуальным развитием и воспитанием подростков. Конкурс читающих семей каждый раз превращается для всех в незабываемый праздник: с призами, с искренними аплодисментами и счастливыми улыбками. А педагогические обязанности берёт на себя книга.
 Ежегодно в нашей школе проводятся и другие мероприятия в рамках Недели детской книги, когда читатели-дети встречаются с литературными героями, вспоминают любимые книги и их авторов, участвуют в костюмированных литературных представлениях. После проведения любого мероприятия наши читатели проявляют больший интерес к библиотеке и чтению книг. Есть среди читателей и настоящие книголюбы, эрудиты. Они много читают, способны рассуждать, высказывать своё собственное мнение, делятся о прочитанном с одноклассниками. Такие читатели – настоящий клад для библиотеки. На Неделе детской книги мы подводим итоги акции «Подари библиотеке книгу» и «Лучший читатель года». Победители награждаются Грамотами и Благодарностями, а также участники получают красочные медальки в номинациях «Самый толстый читательский формуляр», «Самый активный читатель», «Самый любознательный читатель». Главное, что объединяет всех участников и победителей акции – любовь к книге и чтению.
 Используя возможности Интернета, на сайте библиотеки мы широко освещаем уже проведённые мероприятия, а также размещаем планы своих будущих мероприятий, с приглашением гостей в лице родителей и детей (подраздел «Мероприятия и акции»). Ребята и классные руководители могут познакомиться на сайте с книгами-юбилярами и литературными датами, книжными новинками. Заглянув в подраздел «Библиотечный репетитор», – с правилами пользования библиотекой, как выбирать книги, СБА библиотеки, прочитать интересные, невероятные факты о книгах, зайти на сайты электронных библиотек. Учащиеся 2–11-х классов и их родители могут заглянуть в подраздел «Читаем по программе», если ребёнок не успел или забыл взять книгу в библиотеке.
 При библиотеке работает «Школьный пресс-центр», который раз в месяц выпускает газету «Говорит Первая». Девиз Пресс-центра – «Твори, выдумывай, пробуй!». Корреспондентами газеты являются учащиеся 5–8-х классов. Приносят свои стихи и рассказы и учащиеся начальных и старших классов, родители и педагоги. С материалами газеты можно познакомиться на сайте нашей школы.
 Таким образом, кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды – укрепляет контакт библиотеки со школой и семьёй, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей.
 Охват чтением учащихся нашей школы – 100%. Мы и в дальнейшем постараемся сделать всё возможное, чтобы дети с желанием посещали библиотеку, потому что искренне верим, что если ребёнок полюбит книгу ещё в раннем детстве, эту любовь он сохранит на всю жизнь и передаст своим детям.

 Список литературы:

  1. Бусел Е. Читаем с детства вместе // Бібліятэка прапануе. – 2015. – №6. – С. 16-19.
  2. Буторина И. Семейное чтение как целенаправленная социокультурная деятельность // Бібліятэка прапануе. – 2016. – №7. – С. 30-35.
  3. Евсиевич Т. Взаимодействие семьи и библиотеки как фактор формирования читателя-ребёнка: конференция // Бібліятэка прапануе. – 2014. – №2. – С. 29-34.

comments powered by HyperComments
поделиться в: