Мелех Г.Н.

БЛОГ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
КАК СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ ЧТЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 Г.Н.Мелех, заведующий библиотекой
ГУО «Средняя школа №3 г.Ивацевичи»

 Стремительное развитие информационных процессов и технологий меняет устоявшиеся веками формы общения и образования человека. В специфических условиях современной информационной среды, с одной стороны, появляются новые возможности для познания окружающего мира, проявления творчества, а с другой, – в силу чрезмерности объема потребляемой информации, возникают систематические психофизические перегрузки, ускорение «смыслового» свертывания информации приводит к фрагментарности и поверхностности её восприятия. Возникает острая необходимость в целенаправленном формировании читательской грамотности личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи.
 Мы живем в век компьютерных технологий. Сегодня повсеместно в библиотеках используются компьютеры, копировальная и множительная техника, Интернет. Но современные информационные технологии – не самоцель, а орудие библиотекаря, которое позволяет ему выполнять свою работу лучше, эффективнее. И в первую очередь это средство привлечения к чтению и формирование читательской грамотности учащихся. Сегодня меняется вид книги, меняется отношение к чтению. Рядом с бумажной книгой появляется электронная. Важно, чтобы у детей не пропало желание читать. Главноеэто интересная история, а не средство ее передачи. По большому счету книга – лишь один из множества форматов хранения и передачи контента. Остановить технический прогресс не в наших силах. Любители классических бумажных книг будут всегда, но если ребенок предпочитает читать электронный вариант книги, родители, учителя, библиотекари должны оказать ему как техническую, так и педагогическую помощь.  Тем более, что у электронных книг есть и свои плюсы. Они более компактны и мобильны, чем их бумажные аналоги, в них читатель может за раз переносить с места на место сотни изданий в одном небольшом устройстве, они всегда под рукой, вернее в кармане. Еще один плюс – детям интереснее, «круче» читать в электронном виде, гаджеты для них более современны, чем бумажная книга. Зря говорят, что дети не читают, они читают постоянно. Важно контролировать и направлять это чтение. С помощью Интернета можно прочитать лучшие книги, бумажные аналоги которых вы найдете далеко не в каждой библиотеке или книжном магазине, а можно – новости желтой прессы. Компьютер – это инструмент, если он помогает нам вырастить читающего человека, мы должны его использовать с максимальной эффективностью. Современные работы по проблемам детского чтения выделяют «в качестве основных причин затруднений при чтении недостаточный уровень навыка чтения, отсутствие аналитических умений, бедный словарный запас, трудности психофизического характера, неразвитое воображение, герменевтический подход к пониманию и истолкованию текстов и др.» [2, с.7]. Большие тексты современным детям читать скучно и утомительно. Они умеют читать, но делают это иногда только в силу острой необходимости. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Молодому поколению становится все труднее читать и воспринимать тексты, в частности классические. Это становится одной из наиболее актуальных проблем образования и является весьма серьезным препятствием в приобщении к чтению современных школьников. Мы должны, пользуясь любой возможностью, помочь вернуть учащимся интерес к самому процессу чтения.
 Наша библиотека внедряет информационные технологии в процесс приобщения к чтению, использует поголовное увлечение Интернетом и электронными гаджетами. В сентябре 2015 года при библиотеке на платформе Blogger создан блог «Школьная библиотека». Blogger предоставляет бесплатную платформу, очень простую и доступную в использовании даже для начинающих пользователей. Для того, чтобы создать свой блог для начала достаточно просто зарегистрироваться и создать аккаунт в Google. После этого вы получаете доступ к бесплатным продуктам Google, в том числе Gmail, Blogger, Picasa и многим другим. Алгоритм создания блога сейчас очень легко найти в Интернете. Для того, чтобы блог был успешен нужно решить для себя следующие вопросы: какие задачи вы ставите перед собой, на какие категории читателей блог будет рассчитан, чем ваш блог будет отличаться от тысячи других в Интернете? Блог «Школьная библиотека» мы адресовали учащимся, родителям и учителям средней школы №3 г.Ивацевичи. Главной задачей считаем пропаганду книги, чтения и библиотеки. Академик Лихачев Д.С. писал: «Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего» [2, с.5]. Поэтому девизом блога мы выбрали слова Рэя Бредбери: «Нет никакой необходимости ходить в школу, если твоей конечной целью не является библиотека» [4, с.2]. Чтение – это главное, чему учат в школе. Научившись читать, человек сам может научиться всему остальному, создать свою личность, как это случилось с Рэем Бредбери.
 На главной странице блога оперативно размещаются новости библиотеки. Здесь же с помощью виджетов обращаем внимание пользователей на интересные даты и события в мире и в Беларуси, которые произошли в этот день (календари «Этот день в истории», «Беларусь в лицах и событиях»). В занимательной форме знакомим с правилами пользования библиотекой, учим простейшим способам ремонта книги. Блог связан ссылками с сайтами школы, районной библиотеки, с лучшими блогами, пропагандирующими книгу и чтение. Особое внимание мы уделяем белорусским авторам и книгам (календарь «Беларускія пісьменнікі-юбіляры», виджет «Чытаем беларускае»). На главной странице блога постоянно проводятся викторины и конкурсы, которые привлекают внимание читателей к какой-то книге, теме, творчеству определенного писателя. Если в блоге идет речь о книге, обязательно дается ссылка на электронный ресурс, где эту книгу можно сразу прочитать онлайн или скачать.
 Статическая страничка блога «Моим колегам» служит для общения с библиотекарями района. Здесь обсуждаются вопросы повышения уровня начитанности учащихся, какими интересными формами и методами стоит пользоваться в работе для привлечения читателей в библиотеку, что делать, чтобы посещение библиотеки было потребностью, а не обязанностью.
 Страница «Наши гости» – это хронология встреч читателей библиотеки с белорусскими поэтами и писателями, начиная с 2003 года. За это время в гостях у нас побывали Нина Мацяш, Владимир Мороз, Анатолий Зэков, Владимир Орлов, Юрий Татаринов, Валерий Гапеев, Анатолий Бутевич и многие другие.  На всех этих встречах присутствовали учащиеся школы – читатели нашей библиотеки. На каждой разговор шел о книгах. Кто лучше автора может рассказать, заинтересовать, прорекламировать книгу? После встреч с писателями и поэтами ребята покупают книги, берут автографы авторов. У многих собрались уже небольшие библиотеки книг с автографами авторов. Есть, конечно, такие книги и в школьной библиотеке. Регулярно с их помощью оформляем выставки-автограф.
 Однако статические страницы имеют свои недостатки: вы не можете размещать там разные посты, только одно сообщение, не видите статистики посещений. Если вы хотите, чтобы ваш Интернет ресурс был более разнообразным и мобильным, имел несколько страничек на разную тему, то вам можно создать сайт библиотеки или поступить так, как поступили мы – создать несколько отдельных блогов, объединить их ссылками и получить один блог с несколькими полновесными страницами, можно сказать –  сайт библиотеки. На каждой странице вы можете размещать посты, на каждой будет счетчик посещений и везде читатели смогут оставлять свои комментарии. Таким образом у нас появилась страница «Івацэвіцкі край», где представлены книги и видеоматериалы о знаменитых местах Ивацевиччины, о людях, живших или живущих здесь. На этой странице мы обратились к читателям с призывом организовать виртуальную выставку книг, которые рассказывают о городе Ивацевичи и о Ивацевичском районе. Первой стала книга Аркадзя Марціновіча «Цень крумкачовага крыла» о коллективизации и событиях первых послевоенных лет, происходящих в том числе и в Ивацевичском районе. Страницы, где рассказывается о городе, можно прочитать онлайн.
 Следующая страница блога наиболее тесно связана с книгой и чтением, называется она «С книгой по миру». Здесь собираются интересные материалы об истории книги, ее структуре, тематические подборки книг, рекомендации и отзывы о книгах от наших читателей. Среди виджетов размещены презентации «Они читают. А ты?», «Чтение в кадре», «Мой портрет с любимой книгой». Созданы они по результатам фотоконкурсов, которые проводились библиотекой. Сюда я помещаю книги, которые заинтересовали лично меня и свои отзывы о прочитанном. Блог отличается от сайта тем, что здесь всегда прослеживается личность автора, моя личность, мои вкусы и предпочтения. Если читатель мне доверяет, уважает мое мнение, он заинтересуется книгами, которые я предлагаю.
 Психологи давно заметили, что дети делают самостоятельно и с охотой только то, что им интересно. Если мы хотим привлечь их к чтению, мы должны постоянно подогревать их интерес, провоцировать, удивлять, мотивировать. В своем блоге я стараюсь использовать эти приемы. Например, я узнала о британской писательнице Энн Морган, которая поставила себе цель прочитать книги из всех стран мира за один год. Я решила, что это будет интересно и детям. Я коротко рассказываю о какой-то стране и помещаю отзыв о книге местного автора, которая мне понравилась и здесь же даю ссылку, по которой книгу можно прочитать онлайн или скачать. Рассчитана эта страница на старших школьников, их родителей и учителей школы. Недавно в Интернете появилась Детская литературная карта Европы. Мы готовим ее выпуск на блоге. Учащиеся смогут онлайн прочитать детские книги, которые их сверстники из стран Европы посчитали лучшими.
 Страница «Книга и театр». При библиотеке много лет работает драматическая студия. Ставим мы силами старшеклассников пьесы русских (А.Грибоедов, Л.Филатов), зарубежных (Ф.Шиллер, Г.Х.Андерсен), белорусских (М.Чарот, Я.Купала) авторов. Это всегда повышает интерес к чтению как у артистов, так и у зрителей. Особенно это касается произведений авторов, инсценировку пьес которых они смотрят на сцене. Все видео с выступлений остаются на странице блога. Недавно освоили новую форму рекламы книги – буктрейлер, их тоже храним на блоге.
 Следующая страница – «Читаем по программе». Создание ее заняло у меня меньше всего времени, а посещения здесь самые регулярные. Очень часто произведений, которые задаются на уроке или рекомендованных для самостоятельного чтения, нет в фонде библиотеки или они находятся там в недостаточном количестве. Страница блога не просто знакомит со списком книг по школьной программе. С помощью ссылок пользователи имеют возможность читать эти книги онлайн или скачивать в электронном виде на свои носители, не затрачивая времени на их поиски.  В нашей стране интернет технологии только начинают развиваться и, если в России почти любую книгу можно найти в электронном виде, то с белорусскими авторами это проблематично. Очень мало оцифрованных произведений на белорусском языке, качество шрифта и цвет оставляют желать лучшего, я уже не говорю об иллюстрациях. Один из немногих сайтов, где можно найти произведения с иллюстрациями на белорусском языке для младших школьников – сайт журнала «Вясёлка». А между тем текстов этих в фондах библиотек не хватает. Поэтому на эту страницу блога пользователи заходят регулярно. Но что интересно, анализируя статистику посещений блога, я заметила, что эта страница пользуется особенным спросом у зарубежных пользователей (Франция на сегодняшний день 2081 посещение, США – 3066, прочие страны – 1197, Беларусь – 400). Это значит, люди интересуются белорусской литературой, и мы должны предоставлять им больше возможностей для знакомства с белорусскими авторами.
 Я рассказала вам о структуре блога «Школьная библиотека», а в завершении хочу дать несколько советов начинающим пользователям для продвижения блога в интернет пространстве. Во-первых, больше рекламируйте свой блог: помещайте ссылки на сайте школы, на сайтах и блогах других библиотек, пусть адрес вашего блога будет во всевозможных переписях самых разных стран. Чем больше о вас знают, тем большее число пользователей у вас появится, тем больше появится тех, кто заинтересуется чтением.  На стендах в школе можно помещать объявления и «напоминалки»: «Подробности вы можете узнать на блоге «Школьная библиотека». Наш адрес: https://bibliovesti.blogspot.com.by/», «Не знаете, чтобы почитать? Заходите на блог «Школьная библиотека». Наш адрес: https://bibliovesti.blogspot.com.by/» и т.д. Кроме того не стоит забывать три постулата Эвана Вильямса, создателя Blogger: «концепция блога заключается в трех вещах - Частоте, Краткости и Индивидуальности».
 Очень помогают продвижению блога различные конкурсы, викторины, публикация фотографий читателей. Мы ежегодно проводим конкурс электронной фотографии «Мой портрет с любимой книгой». Одним из условий конкурса является то, что побеждает фотография, за которую проголосовало самое большое количество читателей. Это не только пропагандирует чтение и книгу среди школьников, но и улучшает посещаемость блога. Активно участвуют в этом конкурсе родители. Укрепляется связь библиотеки с семьями читателей, родители знакомятся с блогом, с работой библиотеки, с книгами, которые мы рекомендуем для чтения детям и родителям, участвуют в акциях библиотеки. Мы стараемся, чтобы родители стали нашими союзниками в привлечении к чтению детей и подростков, чтобы больше читали вместе с детьми, больше читали сами, ведь у читающих родителей не бывает не читающих детей.
 Во всем мире прилагаются огромные усилия для возрож­дения и стимулирования чтения. «Создание классно-книжного, библиотечно-информационного и мультимедийного окружения, которое обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, является фундаментом процесса формирования читательской компетентности» [1, с.13]. Мы постарались рассказать вам об еще одной возможности решения этой проблемы. Воспитание разносторонне образованного, высоконравственного с богатым внутренним миром человека является важнейшей соста­вляющей общественного развития, повышения духовного потенциала нации, формирования ее совокупного интеллектуального ресурса. Знание себя, развитие личного самосознания становится требованием времени, условием безопасности и выживания, и нет лучшего инструмента самопознания, са­моопределения, самопостроения, саморазвития, чем чтение. Но и мы, взрослые, не должны стоять на месте. Нужно развиваться, чтобы быть на шаг впереди наших учеников. Мы должны использовать современные формы и методы работы, говорить с детьми на их языке о том, что им интересно. Тогда они смогут нас уважать и прислушаются к нашему мнению. Именно для пропаганды чтения и формирования читательской грамотности, учащихся был создан блог «Школьная библиотека».

Список литературы:

  1. Колганова, Н.Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников / Н.Е.Колганова // Гуманитарные науки. Педагогика и психология. – Вестник ТГУ. – Вып.3. – 2013
  2. Лихачев, Д.С. Письма к молодым читателям / Д.С.Лихачев. – СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999
  3. Чайкина, Т.Г. Внедрение модели формирования читательской компетентности, учащихся в процессе сетевого взаимодействия: инновационный проект/ Т.Г.Чайкина. – Мозырь, 2016
  4. Прашкевич, Г.В. Биография Рэя Брэдбери / Г.В.Прашкевич. – Режим доступа:http://raybradbury.ru/person/biografia-prashkevich/biografia-prashkevich/glava-2-pervaya-kniga/

comments powered by HyperComments
поделиться в: