ПОЕЗД ПОБЕДЫ

23.06.2021

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи – одно из приоритетных направлений в нашей школе. Особое внимание патриотическому воспитанию уделяется в классах правовой направленности, мероприятия в котором проводятся в тесном сотрудничестве с Колбик Ларисой Моисеевной, заместителем начальника Ивацевичского РОВД по ИРиКО. Лариса Моисеевна рассказала учащимся нашей школы о проекте «Поезд Победы» и организовала его посещение. Так, учащимся нашей школы, представилась возможность посетить «Поезд Победы» – уникальный «музей на колесах», посвященный событиям Великой Отечественной войны. Слово «уникальный» вставлено не для красного словца: все участники нашей экскурсии сошлись во мнении, что нигде больше подобной экспозиции не встречали.

«Поезд Победы» – масштабный историко-просветительский проект, созданный в России, который курсирует по Белорусской железной дороге с 11 по 28 июня 2021 года. В Бресте он находится с 21 по 24 июня. Мы туда попали 22 июня – в День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны, в городе Бресте, который  в этот день ровно 80 лет назад принял первый удар вероломного нападения.

Поезд прибыл и находится на первом главном пути Московской стороны вокзала города Бреста – на самом видном и почетном месте, привлекая к себе внимание всех без исключения.

Впечатляет высокий уровень организации при поддержке волонтеров. Символично, что экскурсионные группы ожидали своё время «отправления поезда» в зале ожидания. Контроль-группой были предприняты все меры предосторожности в условиях пандемии, все участники оснащены аудиогидами и чипами для прохождения между вагонами.

И вот мы заходим в первый вагон. Нас встречает голографическое изображение известного актера Дмитрия Харатьяна., который предлагает послушать воспоминания машиниста Лидии. Это вымышленная героиня, но ее рассказ построен на реальных событиях и судьбах многих людей, переживших ужасы войны и радость Победы.

Мы передвигаемся по девяти вагонам поезда в сопровождении аудиогида с хронологически выверенными историями Лидии, не проронив ни слова. Настолько захватывает «эффект присутствия». Объемный звук, театральное освещение, механические спецэффекты, датчики присутствия, голограммы, панорамы боев в виртуальной реальности (VR), киносъемка исторических реконструкций, трехмерная компьютерная графика с моделями военной техники. Для каждой зоны экспозиции специально написана своя музыка.

Интерактивность и невероятные воссоздания перенесли нас на 80 лет назад – в июнь 1941 года. Мы реально оказались в поезде времени. А затем каждый шаг погружает в историю. Дверь в тамбур открывает новую страницу военной летописи. Экспозиция построена на предельной достоверности. На сегодняшний день в музеях мира нет такого количества многофигурных композиций в скульптуре, в которых запечатлены реальные лица. Авторы идеи и создатели «Поезда Победы» – группа петербургских художников из творческой мастерской «Невский баталист» – отобрали и реконструировали тысячи исторических фотографий, изготовили сложные фигурные группы. Скульптуры абсолютно реалистичны, созданы по уникальной технологии. Ребята (и я в том числе) пытались «всю дорогу» потрогать «своих попутчиков» - настолько они казались реалистичными. Для униформы и гражданского костюма использовались оригинальные предметы одежды и снаряжения 1930‒1940-х годов.

Запах медикаментов и бинтов в санитарном вагоне, ужасная жара в вагоне с печью, проносящиеся за окнами трехмерные картинки с местностями, мимо которых «мы проезжали», стук колес и даже, казалось, пошатывания вагонов смешивали реальность и действительность.

Отдельное удовольствие доставляют тач-скрины, позволяющие просмотреть видеоролики о событиях тех лет. В целом, мультимедийная составляющая является фундаментом проекта «Поезд Победы». Именно она и позволяет незаезженно рассказывать о том, о чём мы все знаем.

Но самое главное, мы видим то, чего не ожидаем увидеть в музее: людей. Их сотни: на лавках и полках обычного плацкартного вагона, смеются, рассказывают анекдоты, читают, расчесывают волосы детям. Правда, в наше время этим детям уже исполнилось 90 лет. Да, с полок глядят «очевидцы» страшных военных событий – десятки манекенов. С живыми глазами.

Становиться понятно, почему поезд уникальный? Посетитель не смотрит на экспозицию отстраненно, с позиции экскурсанта. Он здесь. Он на поезде. Едет вместе с ними в страшное будущее. Можно, кстати, потрогать вещи «попутчиков»: куртки, одеяла, велосипеды… Большая часть – оригинальная. Поиски вела профессиональная команда реквизиторов. Вещи находились на барахолках, среди личного имущества.

Мирное время сменяется быстро – стоит только перешагнуть порог второго вагона. Тревога нарастает как-то инстинктивно. Вижу мать, прижимающую к себе ребенка. Испуганного отца. Взгляд выхватывает съехавшую штору, смотрю на окно и обмираю. Вижу настоящие взрывы. Это 22 июня. Брест.

Экспозиция, посвященная защите Брестской крепости. Отражен образ ее защитников, которые оставались в ней до последнего момента и буквально вросли в ее стены. До дрожи. Через шаг мы попадаем в подвал Брестской крепости. Мгновение – и на «кирпичах» загорается белая надпись. «Умираем, не срамя».

Вагон заканчивается, а война – нет. И мы едем на фронт. Нет, к счастью, не мы, а пассажиры электрички. Она направляется в Москву. За окнами проносятся пейзажи. Даже физические ощущения такие, будто ты едешь, вот прямо сейчас. Вспоминается первый вагон еще мирного времени. Становится не по себе. Ощущения болезненные.

Каждая воссозданная картина несет огромный эмоциональный заряд. У меня наворачивались слезы на глаза перед фигурами молоденьких солдат, которым политрук показывал памятку к заполнению смертного медальона. И по сей день находят такие металлические капсулы. А сколько безымянных героев осталось лежать в земле. По щеке одного из мужчин стекает слеза (язык не поворачивается назвать их «манекенами»).

Следующая экспозиция выбивается из призмы железной дороги. Это имитация настоящего окопа в районе Бородинского поля. Даже спускаться никуда не надо: открываешь дверь и попадаешь в самую гущу. Что-то грохочет. Слышатся взрывы. Жутко даже без сопровождения девушки Лиды. Хочется поскорее уйти.

Ускоряю шаг, вижу на стене какую-то предупреждающую табличку, не обращаю на нее внимания и тут же жалею. Потому что оказываюсь в концлагере.

Я вижу людей на полках. Изуродованных тем, что им пришлось пережить. Они серые. Раскрашены лишь глаза – как будто жизнь осталась только в них. Слышу лай собак. С полок свешиваются худые ноги. Изможденные лица обращаются прямо к тебе.

Убегаю дальше и попадаю в санитарный поезд. Медработники работали не только в полевых госпиталях, но и на железной дороге. Многим на той войне посчастливилось быть спасёнными, однако та боль до сих пор сохраняется в очертаниях раненых из санитарного вагона.

Один из фрагментов экспозиции посвящен науке. Мы видим фигуру Зинаиды Ермольевой - разработчицы советского пенициллина, «отца» советской физики Абрама Иоффе, который, кроме прочего, изобрел партизанский котелок. Отражена история возобновления работы над атомным проектом в 1943 году. В вагоне над бумагами склонилась фигура Игоря Курчатова: ощущение, будто бы он едет в Москву и в дороге продолжает работу.

Обоняние не обманывает: следующий вагон – фрагмент поезда-бани, которые в военные годы также курсировали по железной дороге. Желтые стены, под ногами – будто плиточный пол. На стене оригинальная табличка: «В парильном помещении мыться с мылом воспрещается». У входа висит другая: «Берегите тепло, закрывайте дверь».

Слышу кошачье мяуканье и понимаю: мы едем в Ленинград. Через открытую «дверь» вижу зимние пейзажи. На них же смотрели пассажиры составов, которые следовали по «коридору смерти»: временной линии железной дороги, которую после прорыва блокады построили всего за 17 суток.

Следующий вагон разделен на две части. В первой разместилась штабная радиорубка. Видна фигура маршала Рокоссовского. Создатели экспозиции отразили момент подготовки операции «Багратион». Соседняя часть - броневагон, в основу которого взят бронепоезд «Илья Муромец», не доехавший до Берлина 50 километров. Бой закончен - это видно по зияющей дыре в стене. Через нее виден бронепоезд противника, который остановился на параллельных путях.

И вот мы, наконец, в вагоне, который везёт домой солдат с этой страшной войны. Хоть и в лицах многих светится улыбка, но светится она поверх всех страданий и борьбы за мир.

Среди пассажиров – знакомые лица – те, кого мы видели в начале пути (интересная задумка авторов). Видим семейную пару, которые в плацкартном вагоне сидели напротив человека с инвалидностью. Спустя четыре года они вместе. Заметно постарели, а летчик с протезом – потерял ногу. За окнами мелькает зелень, у рельсов стоят одинокие фигуры. Кто они и почему стоят так странно, понимаешь, когда доходишь до конца вагона и не находишь их на прежнем месте. Люди рассеялись. Бойцы погибли.

Последний вагон, последний фрагмент истории. Из наполнения - обычные лавки и экраны на окнах. Присаживаюсь на сидение и вижу, как на окнах лица сменяют друг друга. Это фотографии Бессмертного полка, реальных участников страшных событий. Именно их путь проходят посетители выставки шаг за шагом. Общее впечатление -  смотреть на это страшно, но очень интересно. Именно такую эмоцию должна производить война. В эти минуты понимаешь, какой подвиг совершили наши предки.

ФОТОАЛЬБОМ

Петренко Дарья, учащаяся правового 9«Г» класса

поделиться в: