Турчина Е.Н.

Использование информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Е.Н.Турчина, учитель биологии
ГУО «Средняя школа №3 г.Ивацевичи»

Современный урок биологии невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Технология мультимедиа позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся, развитие у них активности, творческого мышления становится важнейшей задачей школьного обучения.

Основой обучения должно быть активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно применять знания.

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.

Используя только традиционные методы обучения в школе невозможно обеспечить вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Задачами использования информационно-коммуникационных технологий на уроках  биологии является: создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке, осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику, передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер, сведение к минимуму вероятности формирования у учащихся «комплекса неполноценности», повышение качества обучения.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии позволяют построить урок с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов. Также становится возможным осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение.

Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий. Способы применения информационно-коммуникационных технологий: выступление с опорой на мультимедиа презентацию, компьютерное тестирование, использование электронных сборников-тренажёров, работа с электронными энциклопедиями.

Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание. Презентация предполагает демонстрацию материала на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации). Выступление с опорой на мультимедиа презентацию позволяет наглядно закрепить новую информацию и показать процессы, которые учащимся сложно воспринять из материала учебника и из рассказа учителя.

Также мультимедиа выступления позволяют активизировать восприятие учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей. Учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления. Важно, что во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске. Мультимедиа позволяет получить большой объём информации из интернета и с компакт дисков и воспроизвести эту информацию на экране, в формате, видимом всем учащимся.

Компьютерное тестирование, как средство проверки знаний учащихся, является неотъемлемой частью современного урока. Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.

Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе (например: выбрав в электронной библиотеке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках естественных дисциплин позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.

Традиционные методы обучения биологии включают три этапа: передача информации (объяснение), тренинг (закрепление) и аттестация (контроль). Для каждого из этих этапов есть свои дидактические полиграфические материалы. [1]

Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ. Они позволяют использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов, многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения, автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д. [6]

Информационно-компьютерные технологии возможно успешно использовать на различных этапах урока биологии.

Этап “объяснение”: цветные рисунки и фото учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.

Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность. [5]

Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)

3D рисунки и модели - создание пространственного рисунка с возможностью изменения ракурса рассматривания, приближения и удаления объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент.

Анимации короткие (упрощённые) – “ожившие картинки”, показывающие короткую динамику процесса. Могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора или быть интуитивно ясными в силу понятности содержания первого кадра и названия объекта.

Анимации сюжетные – аналоги традиционных фрагментов “мультфильмов”, включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе микромира. За счёт синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.

Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы (когда фрагменты могут “оживать” в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей).

Вспомогательный материал – сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, определения величин, формулы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока в компьютерном классе. [2]

Этап “закрепление”: Задания с выбором ответа - компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из-за предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео – и анимационные фрагменты.

Тематические подборки заданий - реализуют техническую возможность сборки объектов по их характеристикам (атрибутам) и методическую возможность создания групп заданий, рассчитанных на достижение педагогических целей за счёт определённой последовательности их выполнения, привязки ко времени занятия, данной программе, выбранному учебнику.

Задания с использованием фото, видео и анимации – такие задания переводят фото-, видео и анимационные объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах.

Задания с реакцией на ответ – появление на экране “реакций” на правильный и неправильный ответ повышает обучающий эффект выполнения заданий за счёт придания ему эмоциональной окраски.

Вспомогательный материал – справочные и обобщающие таблицы и т.п. могут быть использованы и на этапе закрепления – если учащийся обращается к ним при выполнении заданий или ликвидации пробелов в знаниях.

Этап “контроль”: задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием фото, видео и анимации, интерактивные задания - все эти типы, обычно используемые на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля – если у ученика нет возможности просмотреть верный ответ или решение задания.

Контрольно-диагностические тесты – помимо протокола выполнения всех заданий содержат обоснованный анализ пробелов знаний по данной теме и рекомендации по их ликвидации. [4]

В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить нужную информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания

Сейчас многие образовательные учреждения имеют доступ к интернету и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе.

Применение учащимися Интернета дает следующие преимущества: значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке, повышается актуальность, получаемой информации, учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.

Использование интернета на уроке для объяснения нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация  ученика к получению знаний. В интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов.

В настоящее время существует большое количество электронных учебников и дистанционных курсов по биологии. Дистанционные олимпиады, объединяющие учащихся конкурсы и обмен методическим опытом педагогов, позволяют, не нарушая основного учебного процесса, принять участие в крупномасштабных конкурсных мероприятиях, найти единомышленников из других учебных заведений. [7]

Сегодня использование информационно-коммуникативных технологий очень актуально. Информационно-коммуникативные технологии – одно из средств активизации познавательной активности учащихся, которые стимулируют и развивают мышление, память.

Работая над проблемой внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс, можно придти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера. Важно не перегрузить машинной технологией, т.к это может привести к утрате школьниками эмоционально – личностного отношения к природе. [3]

Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников.

 

Список литературы:

  1. Андреев, А. А. Введение в Интернет-образование: учеб. пособие / А. А. Андреев. – М.: Логос, 2003.
  2. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003 Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Аверьянов, Л. Я. Современные проблемы Интернет – обучения / Л. Я. Аверьянов, д-р соц. наук, проф., А. В. Рунов, канд. социол. наук, доц. // Информатика и образование. – 2003.
  4. Селевко, Г. Учитель проектирует компьютерный урок: [методика в помощь учителю] / Г. Селевко // Народное образование. – 2005.
  5. Стамберская, Л. В. Урок биологии шагает в компьютерный класс: [методика проведения урока биологии по НИТ] Л. Стамберская // Биология в школе. – 2006.
  6. Суздальцев, Е. Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения / Е. Л. Суздальцев // Информатика и образование. – 2008. - № 9.
  7. Твердынин, Н. М. Привлечение Интернет – технологий в образование: плюсы и минусы / Н. М. Твердынин, А. Г. Черемисин // Социально-гуманитарные знания. – 2008.

comments powered by HyperComments
Ещё в этом разделе