Стаскевич О.В.

Формирование читательской грамотности у младших школьников посредством урочной и внеурочной деятельности

О.В.Стаскевич, учитель начальных классов
ГУО «Речковская СШ»

 Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
 Мой педагогический опыт показывает, что читательская грамотность в определённой степени должна быть сформирована на начальной ступени образования. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность. Поэтому уже с первых дней начинаю прививать детям интерес к книге и любовь к чтению.  Но дети разные: некоторым очень тяжело научиться читать, освоить азы чтения. И поэтому они потом неохотно читают. К таким учащимся – пристальное внимание.
 Как учитель начальных классов, я постоянно задаю себе вопросы: как заинтересовать книгой всех учащихся? Как всех увлечь чтением? Ведь от умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения.  Не научившись хорошо читать, ребёнок не сможет понять задачу по математике, овладеть историей и другими предметами на должном уровне или без посторонней помощи. А подготовить реферат в старших классах или сообщение по какой-либо теме для слабо читающего ребёнка будет и вовсе непосильной задачей.
 Поэтому научить учащихся читать и пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить к миру книг и, тем самым, способствовать формированию читательской грамотности – это та задача, которую я, как учитель начальных классов, ставлю перед собой.
 Система моей работы по формированию читательской грамотности включает следующие направления:
формирование навыков чтения на уроках;
внеклассная работа по чтению;
домашнее чтение (работа с родителями).
 В процессе работы я совершенствую навык чтения с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Также я использую разнообразные формы, методы, приёмы для развития навыка чтения.
 Например, урок чтения, как правило, начинаю с игровой артикуляционной разминки. Моим детям очень нравится упражнение «Самолёт»:
а) «самолёт летит» - руки вверху на голове, сделайте вдох, на выдохе произнесите звук [н]: [н-н-н-н] (кто дольше);
б) «самолёт идёт на посадку» -  руки вверху на голове, сделайте вдох, на выдохе произнесите звук [н] с постепенным понижением тона, показывая голосом, что самолёт идёт на посадку и приземляется, одновременно покачивая головой влево - вправо.
 На этом этапе урока работаем и со скороговорками, чистоговорками, пословицами.
 Использую в практике также упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения, а также развивающие память.

  1. «Слова наоборот» - учащиеся читают слова наоборот: ецнлос, оверед, ансев и т.п.
  2. «Чтение наложенных друг на друга слов» - слова написаны так, что одно слово пересекается с другим (кроссворд). Количество слов и плотность их наложения может увеличиваться. Учащиеся должны прочитать слово.
  3. Чтение «Кто играет в прятки?» Среди случайного набора букв надо найти и прочитать слова, узнать, кто играет в прятки: звери, птицы, насекомые и т.д. Эта игра помогает пополнить словарный запас, развивает внимание, зоркость при чтении. Карточки можно использовать на уроках русского языка (орфограммы), человек и мир и др.

 Считаю уместными на различных этапах урока упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

  1. Игра «Слова»: назвать как можно больше слов, относящихся к определённой теме, например, по теме «Весна», «Дружба» и т.д.;
  2. Игра «Кто больше запомнит»: один назвал любое слово, другой его повторил и добавил своё слово и т.д.;
  3. Чтение и воспроизведение (что запомнили) «пирамидок»: снег - весна - ручейки – зеленеет;
  4. Игра «Города»: я называю город, а дети цепочкой называют название городов на последнюю букву. (Киев Витебск и т.д.);
  5. Игра «Крестики-нолики». Работу провожу в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.

Также использую такие упражнения, которые развивают скорость чтения вслух и сам себе, умение угадывать последующий текст.

  1. Упражнение «Губки»: использую для разграничения чтения сам себе и чтения вслух. По команде «Читать сам себе!» прикладывают к губам указательный палец.
  2. Игра «Угадай». Тексты выбираю из известных детям произведений, например, «Репка».

 - По… де… ре… . Вы… ре… бо… - пре… . Ста… де… ре… тя.. . Тя… - потя… , вы… не мо…

  1. Игра «Финиш». Называю текст по учебнику, указываю слово, до которого дети должны как можно быстрее дочитать. Дочитав, поднимают руку. Выборочно проверяю правильность, задаю вопросы.

 Моим ученикам нравится игра «Магазин». В этой игре любой желающий становится «продавцом», предлагает свой «товар» – чтение. Все остальные учащиеся - «купцы», они «покупают» этот «товар» или нет, в зависимости от качества, т. е. правильности и выразительности чтения. Важным моментом является то, что учащиеся должны пояснить, чем понравился им «товар» или что не устроило в нём. Дети учатся не только выразительно читать, но и анализировать, доказывать свою точку зрения, развиваются навыки контроля и самоконтроля.
 Еще дети очень любят игру «Большие гонки». В конце каждого месяца провожу замер скорости чтения, вношу данные в таблицу. Результат, свидетельствующий о прибавке скорости чтения, благотворно сказывается на отношении учеников к чтению.   
 Любят мои ребята и «Путешествовать по островам». Чтобы побывать на каждом острове надо прочитать определенное количество сказок. Например, чтобы побывать на острове «Знайки» надо прочитать 5 сказок, и ты переселяешься на другой остров «Бонстиков» на этом острове нужно прочитать 9 сказок и т.д.
 На протяжении всего учебного года учащиеся собирают «Звёзды». За каждый прочитанный рассказ или сказку ребята получают звезду. В конце каждого месяца подводим итоги. Победители получают медали - звезды. А в конце года подсчитываются все медали и каждый получает грамоты (1, 2, 3 места, а ещё за усердие, старание, умение, внимательность и т.д). За сладким столом в конце года решаем, какую книгу взять для чтения на лето каждому ученику, вместе идем в школьную и сельскую библиотеки.
 В практике своей работы по формированию читательской грамотности, как говорится, все способы хороши. Например, традиционный приём «Лестница чтения». Для того чтобы подняться на первую ступеньку, нужно прочитать одно произведение, на вторую – два и так далее.
 Я стараюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно на протяжении всего урока, чтобы ни одна минута не была прожита ребёнком бесцельно.  Для этого на своих уроках литературного чтения провожу упражнения для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время.
 Приведу еще примеры, которые использую для формирования скорости чтения:

  1. Упражнение «Буксир» и быстрое чтение сам себе, сопровождаемое плавным ведением карандаша по читаемой строке. И первый, и второй – выполняются коллективно. Для этого готовлю карточки с текстом в 10-20 строк, которые читаются с убыстрением и многократно. Я по движению карандаша слежу, чтобы скорость чтения была достаточно высокой. Для работы на «буксире» класс разбиваю на пары. Ведущий в каждой из них двигает карандаш по читаемой строке с таким расчётом, чтобы читающий отставал не более чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп чтения увеличивается.
  2. Упражнение «Молния».

 Чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния».

  1. Чтение «Слоговичков».

 С помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно, парами.

  1. Приём многократного чтения за учителем.

 Этот приём помогает уже в первые дни занятий поднять скорость чтения у плохо читающих детей. Упражнение можно выполнять коллективно, всем классом. Для этого он разбивается на пары. В каждой паре один из школьников должен уметь читать быстро.

  1. «Жужжащее чтение».

 Жужжащее чтение помогает ясному и правильному произношению слов и развитию скорости чтения.
 Использую в работе и метод динамического чтения, чтения только глазами. Ученик читает не буквы, слоги и слова, а целые группы слов, блоки, видит всю графическую информацию. Читает текст в целом. С этой целью использую «чтение-спринт», которое заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают глазами (сам себе) незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после чтения текста отвечают на вопросы к тексту. 

  1. «Чтение со счётом слов», когда учащиеся при чтении считают слова текста. Одновременно дети должны уяснить его содержание. Назвать число слов и ответить на вопросы к тексту.
  2. «Чтение-разведка» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением. Это упражнение помогает преодолению такого фактора, мешающего быстрому чтению, как умение найти главное в тексте.

 Мои учащиеся очень любят «Чтение с остановками». На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента они высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.         
 Нравится детям и «Работа с вопросником». Детям предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности найденных ответов, отсеивание лишнего.
 Особое направление в работе по формированию читательской грамотности – это уроки внеклассного чтения и внеурочная деятельность. Формы организации её разнообразны: поэтические конкурсы, литературные игры (например, "Поле чудес"), инсценировки литературных произведений, библиотечные часы, родительские собрания, консультации. Такая работа способствует повышению интереса к чтению.
 На уроках внеклассного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения часто использую приём «Чтение с уголками». Класс делю на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Использую этот прием после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
 Как показывает практика, викторины уместно использовать на уроках внеклассного чтения. После изучения темы или нескольких тем учащиеся самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
 Для формирования читательской грамотности на уроках внеклассного чтения целесообразно использовать приём «Логические цепочки». После прочтения текста предлагаю учащимся построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
 Наибольшее оживление и интерес на уроках внеклассного чтения вызывает «Кластер». Это графическая организация материала, когда в центре записано ключевое понятие, а от него рисуем стрелки, соединяющие это слово с другими характеристиками объекта.
 С особым интересом участвуем в общеизвестной акции «буккроссинг». Дети приносят в школу книги из домашней библиотеки, делятся своими впечатлениями о героях сказок, обмениваются прочитанными книгами, журналами т.д.
 Безусловно, огромную роль в развития читательской грамотности играет учитель, который постоянно показывает образец отношения к чтению и книге, передавая детям свои читательские навыки. Но, как говорится, «один в поле не воин». Поэтому родители тоже не должны оставаться в стороне, а принимать активное участие в формировании читательской грамотности детей. Роль семьи в данном направлении очень велика. Если семья читающая и ребенок видит перед собой пример родителей, то, как правило, и результат положительный. Дети, читающих родителей, учатся хорошо, у них хорошо развита память, мышление, речь, техника чтения у них намного выше.
 Поэтому я практикую тематические родительские собрания «Семейное чтение», «Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка», «Роль чтения в жизни детей», «Чтение – праздник души», на которых рекомендую следующие формы работы по формированию читательской грамотности:

совместное с ребёнком чтение книг;
чтение вслух, когда родители слушают то, что им читает ребёнок;
чтение родителями книг;
совместная покупка книг;
участие в выставках и библиотечных акциях.

 Каждый раз, оценивая свою работу по формированию читательской компетентности, я радуюсь результатам своего труда. Мои ученики могут самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения.
 Таким образом, для развития читательской грамотности необходимо вести систематическую работу и с учащимися и, по возможности, с родителями.

  Используемая литература

  1. Алексеева О.Ю. Совершенствование навыков чтения младших школьников.
  2. Локалова Н. П. Почему дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению. - Начальная школа. – 2007, №12.
  3. Михалков Е. П. Учись читать. - Начальная школа. – 2003, №3.
  4. Челышева А.В., Любовь к чтению // Читаем, учимся, играем. - 2003. - №1.

comments powered by HyperComments
Ещё в этом разделе