Новик М.В.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ.
СОТРУДНИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, ПАРТНЕРОВ

 М.В. Новик, библиотекарь
ГУО «Яглевичская СШ»

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,
в годы отрочества душа ребенка будет пустой
В.А. Сухомлинский

 

 Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. Книга служит  не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.
 Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос умным и любознательным. В современном мире существует много возможностей для всестороннего развития личности. Однако ученые бьют тревогу: дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению. Все чаще телевизор, компьютер, телефон заменяет им книги. Чтение превращается в скучный учебный предмет, когда дети читают лишь программные произведения. Как же вернуть детям книгу?
 Чтобы побудить ребёнка к чтению, необходимо с раннего детства привить ему любовь к книге. Как это сделать? Прежде всего, нам, библиотекарям и педагогам, необходимо донести и объяснить  молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, любовь к чтению книг. Ведь важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями [5, с. 4-6].
 Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, значит,  они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым.
 Когда ребенок научился читать, многие родители радуются, что теперь читать уже не надо и на все просьбы ребенка почитать, отвечают, что ты уже умеешь читать сам. И несет малыш эту книгу в комнату, пытается читать самостоятельно. Только забывают родители, что ребенок прочитать много еще не может, так же как не может читать с выражением. А значит, и смысл текста книги он понимает частично.
 А самое главное, он не получает радости от общения с книгой и родителями. Ребенок хочет прочитать, начинает, но быстро устает от чтения и от непонятных слов и предложений. И в следующий раз он может просто не взять книгу в руки. А потом родители, начинают переживать, почему ребенок не хочет читать, и заставляют его читать. Что тогда получаем? Конечно, полное отвращение к чтению. А ведь эту ситуацию можно было предотвратить в самом начале и привить ребенку интерес к книге, если бы родители только потратили минут 20-30 в день на чтение вместе с ребенком. И совсем не важно, кто это будет – мама, папа, бабушка или сестра, главное, чтобы кто-нибудь из взрослых читал вместе с ребенком.
 Вы, конечно, можете спросить: а зачем это надо, если ребенок уже умеет читать? Пусть читает самостоятельно.
 Самостоятельно ребенок читать, рано или поздно, научится. Тем более, что этому учат в школе, но вот получать удовольствие от чтения он может и не научиться. Для того чтобы получать удовольствие от любого процесса, надо, чтобы он был приятным и интересным. А чтение для ребенка, особенно на первых порах, – трудная работа, а не удовольствие. И станет ли оно удовольствием, зависит во многом от взрослых.
 Кроме этого, в процессе чтения ребенок может не понять весь смысл прочитанного и не всегда он это может уточнить или осознать. Вот и получается, что в процессе чтения, ребенок трудится, устает и не понимает всего смысла текста, теряет мысль, не замечает причинно-следственных связей, не всегда видит смешные моменты, потому что он всецело поглощен процессом чтения. И книга становится ему непонятной или он понимает ее не совсем верно. Возьмет ли он книгу в руки в другой раз с удовольствием? [3]
 Часто ребята «глотают» книги, не думая, что это не всегда благо. Каждая книга или текст требуют определенной техники чтения. Но это целая наука. Как помочь школьникам сполна насладиться мелодичным звучанием литературных шедевров, одновременно не утонув в лавине современной информации? [2, с. 27]
 Для того чтобы получить ответы на эти вопросы и представление об организации чтения ребёнка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе библиотекой было проведено анкетирование среди родителей учащихся 1–4-х классов. Анкета называлась просто: "Семейное чтение" (приложение 1) [2, с. 29].
 Обработав анкеты и получив результаты, я выяснила, что наиболее активные участники процесса приобщения детей к чтению – это мамы и бабушки.
63% родителей читают ребёнку книги лишь по просьбе ребёнка
17% читают крайне редко;
лишь 20% читают книги ребёнку каждый день (перед сном).
Книга входит в семью почти с рождением ребёнка у 13% семей;
59% семей начали читать ребёнку в 1 год;
28% родителей посчитали, что читать нужно начинать ребёнку после 3-х лет.
Что же получается: до 3-х лет ребёнок был лишён встречи с книгой? А как же чтение сказок, рассматривание сказочных героев, иллюстраций?..
 Несмотря на это, почти в каждой семье, что очень приятно, есть домашняя библиотека, объем которой колеблется от нескольких книг до десятков. Анкеты показали, что в детской домашней библиотеке преобладают сказки, далее идёт познавательная литература. Но чаще был ответ: "Всего понемногу".
 Лишь 10-я часть опрошенных выписывает детские журналы.
 На вопрос об отношении ребёнка к совместному чтению большинство родителей ответило, что ребёнку этот процесс нравится.
 Чего же, на взгляд родителей, им не хватает, чтобы помочь ребёнку в трудном, но увлекательном процессе – чтении?
83% ответили, что им не хватает времени;
17% – времени, а также знания форм и приемов привлечения к чтению.
Один из интересных вопросов был о том, что родители понимают под "семейным чтением".
71% родителей ответили – чтение вслух для всех членов семьи;
12% считают, что это книги для каждого члена семьи отдельно;
17% считают, что это когда все члены семьи заняты своим чтением.
 Практически половина опрошенных родителей не имеют представления, что же такое традиции семейного чтения, какова значимость этого увлекательного процесса.
 Так же были опрошены ребята 5–9-х классов (приложение 2).
58% – пользуются библиотеками по необходимости (взять книгу, изучаемую по школьной программе);
62% – любят приключения и фантастику;
63% – за год прочитывают по 2-3 книги (вне школьной программы) и 35 % – регулярно ходят в библиотеку (сельскую и школьную);
20% ведут читательский дневник (по требованию учителя), 10% – заполняют его по мере прочтения художественной литературы, остальные – не ведут.
 На вопрос: какую последнюю книгу прочитал? – 71 %  назвали произведения, предусмотренные школьной программой, 29% – затруднились дать ответ.
 На вопрос: существует ли в семье традиция семейного чтения – 96% – ответили – нет.
И 10–11-х классов:
95 % – пользуются библиотеками по необходимости (взять книгу, изучаемую по школьной программе);
69% – любят приключения и фантастику;
43 % – за год прочитывают по 2-3 книги (вне школьной программы);
25 % – вели читательский дневник в 5-6 классах (по требованию учителя);
2% – ведут до сих пор.
 На вопрос: какую последнюю книгу прочитал – 82 % – читают только по программе по литературе.
 На вопрос: существует ли в семье традиция семейного чтения – 97% – ответили –  нет.
 На основании проведённых исследований я сделала вывод о том, что проблема чтения, соответственно и духовное воспитание семьи через чтение, в нашей школе является в числе актуальных.
 Как же решить эту проблему, как привить ребятам любовь к книге, чтению? На мой взгляд, для решения этой проблемы необходимо установить тесное сотрудничество педагогов, родителей и обучающихся.
 Тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надёжных помощников, воспитывающих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребёнка-читателя в семье, поэтому важно использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь.
 В рамках сотрудничества с родителями и детьми необходимо проводить консультации на различные темы, к примеру: «Книга в нашей семье», «Книга моего детства» и др. Это позволит выявит уровень развития читательской самостоятельности учащихся, читаемость семьи. 
 Воспитывать любовь к книге и чтению помогают родительские собрания: «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка», «Правильное чтение – залог успешного обучения учащихся».
 Оформлять информационные уголки для родителей.
 Для ребят и их родителей библиотекой совместно с учителями начальных классов и учителями языковедами проводить всевозможные мероприятия: акции, выставки книг, библиотечные мероприятия, праздники, предметные недели, неделю «Детской и юношеской книги» (каждый  праздник в школе обязательно должен имеет  книжную составляющую).
 Роль социальной службы заключается в разъяснении молодым семьям значимости семейного чтения. Проблема этой группы заключается в том, что к исполнению родительских ролей сегодня пришло поколение молодых женщин и мужчин, которые миновали в своих семьях чтение. Соответственно они не воспроизводят в собственной семейной практике традицию семейного чтения.
 Родители в свою очередь должны постараться сделать время, проведенное вместе с ребенком за книгой, интересным и познавательным, создавать ситуации, способствующие его речевой активности. Самое  благоприятное время для совместного чтения – вечер. Малыш, лёжа в кровати, с удовольствием будет слушать сказки, рассказы или просто случаи из вашей жизни. Во время чтения ребёнку не нужно отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети дошкольного возраста способны активно и продуктивно  заниматься одним видом деятельности около 15-20 минут.
 Литературные произведения большого объема можно читать в течение нескольких  дней. Перед тем как продолжить чтение, предложите ребенку вспомнить, на чём вы остановились в прошлый раз, что происходило с героями книги до этого момента, задайте вопросы, направленные на то, чтобы ребенок вспомнил прочитанный ранее текст [4].
 Все дети с удовольствием слушают сказки. Их привлекает динамичность сюжета, напряженность борьбы светлых и тёмных сил.
 Важно помнить, что любая деятельность ребенка должна быть для него успешна. Его необходимо хвалить и поощрять, даже если он сегодня прочел всего на 2 страницы больше, чем вчера, если он проявил интерес к тому, что месяц назад ему было еще не интересно. Можно сделать его успешность наглядной: вывесить на стене «Экран прочитанных в семье книг», где ребенок будет сам отмечать кто, когда, что и сколько прочел, или устроить домашнюю выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Интерес к чтению можно развить в любом возрасте, так пусть помощь родителей будет действенной! [1, с. 35-43]
 В.А. Сухомлинский сказал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого  родителя, так как воспитание начинается в семье.  Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Список литературы:

  1. Зобина, М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? / М.А. Зобина. – 2007. – С. 35-43.
  2. Макаранка, Л.І., Тамашова, В.А Бібліятэка прапануе. Вечныя каштоўнасці / Л.І. Макаранка, В.А. Тамашова. – Мінск.: Красіка-Прынт, 2016. – С. 27-29.
  3. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст / Е.И. Матвеева. – М., 2007.
  4. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика / Н.Н. Светловская. – М., 2001.
  5. Тихомирова, И.И. Материалы к проведению общешкольного родительского собрания, посвященного детскому чтению / И.И.Тихомирова // Школьная библиотека. – 2005. – № 9-10. – С. 4-6.

 

 

Приложение 1

 

Анкета «Семейное чтение»

 

  1. Читаете ли вы своему ребёнку?
  2. Кто чаще всего читает малышу книгу: мама, папа или бабушка (дедушка)?
  3. Читаете только по просьбе ребёнка?
  4. Проявляете ли сами инициативу?
  5. Читаете систематически (каждый день) или от случая к случаю?
  6. Когда начали ребёнку читать, сколько ему было лет в тот момент: год, два, три, больше трёх?
  7. Покупаете ли вы детские книги?
  8. Выписываете ли детские журналы?
  9. Есть ли у ребёнка своя полка в книжном шкафу?
  10. Сколько книг она насчитывает?
  11. Если не читаете ребёнку, то по какой причине?
  12. Что вы понимаете под «семейным чтением»?

 

 

Приложение № 2

 

Анкета для учащихся 5-х и 11-х классов

 

  1. Когда ты начал читать самостоятельно?
  2. Книгами каких библиотек ты пользуешься?
  3. На какую тему ты предпочитаешь читать?
  4. Сколько приблизительно книг ты прочитываешь за год?
  5. Вёл ли ты когда-нибудь читательский дневник?
  6. Какую последнюю книгу ты прочитал?
  7. Как бы ты охарактеризовал себя как читатель?
  8. Читали ли тебе в детстве родители?
  9. Регулярно или эпизодически?
  10. 10. Что ты подразумеваешь под «семейным чтением»?

comments powered by HyperComments
Ещё в этом разделе