Мойсиевич Е.Г.

Формирование читательской грамотности в урочной и внеурочной деятельности
на I ступени общего среднего образования

                                                                    Е.Г. Мойсиевич, учитель начальных классов
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 1 г. Ивацевичи»

 

«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам
времени и бережно несущие свой
драгоценный груз от поколения к поколению»
 Ф.Бэкон

 Основным источником познания является книга. Она рассказывает о прошлом и приоткрывает завесу будущего, помогает понять тайны природы, раскрывает красоту мира и величие человека, повествует о достижениях науки, о величайших открытиях всех времён и народов. К сожалению, из года в год интерес детей к чтению детской литературы значительно погас.
 В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. Это негативно влияет на качество чтения. Поэтому вопрос формирования читательской грамотности школьников на I ступени общего среднего образования остаётся весьма актуальным.
 В государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
 Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения.
 Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге. Приложить максимум усилий, чтобы книга стала для него интересна. Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею».
 К великому сожалению, в наше время на чтение уходит мало времени. Систематическое и полноценное общение с книгой нарушается: резко сокращается чтение взрослого – ребёнку. Одна из причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух, необходимо чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников.
 Выдающийся советский педагог новатор В.А.Сухомлинский говорил: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» и советовал, как приобщить ребёнка к чтению.

  1. Рассказывайте детям о ценности чтения.
  2. Если ребёнок делает первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову.
  3. Включайтесь в чтение вместе с ребёнком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребёнок получит радость.
  4. Если хотите, чтобы ребёнок читал, надо чтобы рядом был читающий родитель, а ещё лучше читающий вместе с ребёнком родитель.

 Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте. Этот пример может стать заразительным для них. Над формированием читательской грамотности младших школьников ведётся работа с самого начала обучения. А что же такое читательская грамотность? Попробуем в этом разобраться.
 Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
 Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
 Основная работа по формированию читательской грамотности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения. Каждый из учителей начальных классов, опираясь на свой опыт и методику работы других педагогов, занимается поиском эффективных и рациональных способов обучения чтению.
 Какие методы, способы, приёмы обучения чтению использую я в своей работе?
 Всю свою деятельность направляю на повышение мотивации к чтению, активизацию познавательного процесса. В своей работе использую самые активные методы обучения чтению, которые опираются на творческое продуктивное мышление. Стараюсь выбирать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения. Люблю использовать игровые методы. Они позволяют сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности. Ребёнок приобретает уверенность в себе.
 Среди многообразия путей и средств формирования читательской грамотности наиболее значимые для младших школьников – новизна учебного материала, использование инновационных форм обучения, создание ситуации успеха на уроке. Каждый свой урок начинаю необычно. Дети уже к этому привыкли и ждут с нетерпением чего-то новенького. Начало урока должно психологически настроить ребёнка на работу. Поэтому в каждый урок включаю моменты радости. Приведу несколько примеров.
 «Сегодня шла в школу и заметила, как необычно шелестят деревья. Мне показалось, что они протягивают мне свои веточки и желают счастья». Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу счастья».
 «Как ярко сияет солнышко! Оно заглядывает к нам в окошко и улыбается. Давайте и мы ему улыбнёмся».
 «Как красиво поют птицы! Это они радуются весне. Давайте и мы им помашем рукой, пошлём радостный приветик».
 После такого настроя дети с удовольствием приступают к работе и выполняют задания. Чтобы привить ребёнку интерес к чтению, на каждом уроке использую элементы неожиданности. Особенно это хорошо работает в игровой форме. Приведу несколько примеров.

  1. Занятие начинается со спонтанной игры «Волшебная коробочка». Дети становятся вокруг стола, на котором стоит коробка с магнитными буквами. Каждый участник закрывает глазки и вытягивает букву, прикрепляет её к доске и рассказывает всё, что о ней знает.
  2. Сегодня буквы будут ездить по доске. Станут вагончиками. Нас возьмут в путешествие, если составим слова и предложения.

 Рефлексия имеет тоже большое значение в приобретении читательских умений. Ведь ребёнку так интересно выбрать смайлик своего настроения. А с какой радостью дети приклеивают кораблики на выбранный остров. И нужно прочитать название острова. И всё это делает ребёнок с удовольствием.
 Приёмы учебной работы, которые я использую, являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.
 В своей работе часто использую следующие приёмы активного чтения:
 Приём «Молния». Чередуется чтение в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».
 Приём «Буксир». Я читаю текст, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ученик читает тот же текст шёпотом и старается успевать за мной. Я делаю остановку и прошу ученика показать место остановки.
 Приём «Антиципация». Многие слова при чтении не дочитываются, а догадываются.
 Приём «Послушай и опиши». Сейчас я буду читать слова, а ты представляй это.
 Приём «Словесная лесенка». Дети читают слова, поднимаются по лесенке, добавляют букву, получают новое слово.
 Приём «Чтение с остановками». Данный приём содержит все стадии технологии:
 1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чём будет текст.
 2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют своё представление о материале. Особенность приёма в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
 3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
 Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
 Приёмы активизации ранее полученных знаний:
Приём «Ассоциация». Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: О чём может пойти речь на уроке? Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите данное словосочетание?
Приём «Синквейн». Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приёмов работы на уроке. Это универсальный приём, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете.
 За многие годы обучения чтению младших школьников в моей методической копилке накопилось множество различных приёмов и методов. Одни я приобрела из различных методических комплексов, другие я наблюдала на открытых занятиях своих коллег, третьи нам предлагали в институтах усовершенствования учителей. Но самыми дорогими для меня остаются те, которые придумала я сама, благодаря моим маленьким школьникам. Ведь это они заставили меня думать над тем, как донести учебный материал просто и понятно. Трудно научить читать ребёнка. А читать научиться ещё труднее.
 Это нам, читающим, кажется, что всё так просто. По моим наблюдениям в последнее время дети показывают результаты ниже по сравнению с прошлыми годами. Почти в каждом классе есть дети, которые читают очень плохо. Этим ребятам приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов, таких как злость, грусть, скуку. В результате этого негативное отношение к чтению может развиться надолго. Этой проблемой я занимаюсь на протяжении нескольких лет. И можно сказать, что решить эту проблему можно. Нужно только подбирать определённый комплекс заданий, которые помогут преодолеть трудности в обучении чтению.
 Приём «Читаю по гвоздикам» пришёл мне в голову благодаря факультативному занятию «В мире ЛЕГО математики». Предложила слабо читающим ученикам выкладывать на плато кубики. Объяснила условия. Выкладываем кубик с одним гвоздиком – это буква. Выкладываем кубик с двумя гвоздиками – это слог. Выкладываем кубик с тремя и более гвоздиками – это слово. Дети начали читать и достигают успехов.
 Приём «Прочитай и информируй» показывает положительный результат в любом классе. Ученик должен прочитать текст и проинформировать как можно больше учащихся. Дети с нетерпением ждут информационный час, на котором идёт дружная  кропотливая работа в поиске информации. А ещё каждый ребёнок желает выступить перед одноклассниками.
 Но читательская грамотность формируется не только на уроках литературного чтения. В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет система внеурочной деятельности по данному направлению.
 Формирование активной читательской деятельности младших школьников включат в себя работу кружков, плановую внеурочную работу в классах, проведение традиционных общешкольных мероприятий.
 На начальном этапе работы кружков, информационных и классных часов, внимание ребёнка концентрируется на чтении учителем вслух художественных произведений, событий, цитат. Через выразительное чтение вслух формируется отношение к книге, журналу, газете как к источнику радости, вызывается интерес к тексту произведения и желание читать самому. Живые картины и небольшие инсценировки, а также игры со словами из текста, источников информации разгадывание кроссвордов, ребусов, анаграмм и шарад – всё это помогает ребёнку полюбить книгу и эмоционально воспринимать процесс чтения.
 Именно в младшем школьном возрасте идёт накопление чувств и переживаний. Поэтому учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию читательской грамотности. Младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных всплесков. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – прежде всего герои действия. Для детей младшего школьного возраста, по мнению Л.С. Выготского, нужны произведения, которые «учат их удивляться». Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень важна: из удивления рождается интерес, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.
 С большим интересом работают дети с журналами. Яркая красочная обложка обязательно обратит на себя внимание. А дальше можно найти круг интересных заданий, а потом предложить их сверстнику. Именно такую схему использую я в своей работе. На кружковом занятии «Разноцветные истории» ребята создают проекты при помощи кубиков ЛЕГО и сочиняют истории. С удовольствием создают к ним рекламы. Потом эти истории читает вся школа, потому, что их напечатали в газете. Даже на сайте школы можно прочитать. Это тоже своего рода заинтересованность детей в чтении.
 Если нет новой информации, то насыщение любопытства достигается быстро. Поэтому, поддерживая интерес к чтению, надо стараться разнообразить тематику чтения, выбирать книги, доступные данному возрасту. До чтения на первом этапе важно рассмотреть книгу, рисунки, надписи и ответить на вопросы: кто с читателем будет говорить, о чём пойдёт речь, предугадать развитие событий.
 Подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом ребёнок почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Уметь читать – означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
 В заключении хочу отметить, что эффективность формирования читательской грамотности в урочной и внеурочной деятельности зависит от педагога, задача которого стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда каждый из нас уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци)

Литература

  1. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
  2. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
  3. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6.
  4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
  5. Костромина С.Н., Как преодолеть трудности в обучении чтению-М.: Ось-895 с.

comments powered by HyperComments
Ещё в этом разделе