Максимчик Г.М.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Г.М.Максимчик, учитель биологии
ГУО «Коссовская средняя школа»

 Все педагогические технологии по своей сущности являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым.

 Для современного этапа развития образования характерен переход от традиционных средств массовой информации (книги, кинофильмы, телевидение) к новым информационно-коммуникативным технологиям (компьютеризированным системам хранения и переработки информации). В настоящее время применение в школе информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) достаточно распространенное явление. Не являются исключением и уроки биологии, при проведении которых большое значение имеет демонстрационный материал.[3.С.235]

 На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся.

 Невозможно научить ребёнка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания. Активная работа обучающегося на уроке - залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых обучающиеся вовлекаются в процесс познания. Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня наглядности на уроках, значительно расширяет возможности активизации деятельности обучающихся, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.

 Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся: получение информации; практическое применение информации; проверка полученных знаний и умений.

 Используя только традиционные методы обучения в школе нельзя обеспечить вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, совместную работу в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

 Для активации познавательной деятельности учащихся на своих уроках ИКТ я использую самым различным образом:

как банк справочного материала, способный в любую минуту выдать нужную информацию по интересующему вопросу;
как динамическое средство условной наглядности, позволяющее показать изучаемый процесс или явление в динамике;
как средство управления учением учащегося через подачу определенных логически обоснованных порций информации, заданий, вопросов, алгоритмов к выполнению действий и т. п. в таком темпе, который удобен каждому конкретному ученику;
как тренажер для учащихся при овладении ими знаниями и умениями;
как средство организации игровой ситуации, позволяющее придать обучению повышенный познавательный и практический интерес, ввести элементы проблемного обучения;
как средство, способствующее научно организации труда ученика и т д.

 Типы компьютерных средств, применяемые мной на уроках:

презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы, фотографии, рисунки, Flesh-анимации, видеофрагменты, таблицы, системы контроля знаний.

 Формы использования ИКТ:

использование мультимедийных презентаций;
использование готовых электронных продуктов;
использование ресурсов сети Интернет.

 Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

 Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры.

 На своих уроках я использую следующие направления ИКТ:

презентации уроков; сводные таблицы сравнительной характеристики изучаемых объектов; логические схемы; самостоятельные работы по решению биологических задач; библиотеку фотографий редких растений, животных, памятников природы Беларуси; биографии и труды выдающихся учёных; банк видеороликов по разделам изучаемых тем.

 В учебной деятельности я широко применяю (создаю и использую уже готовые) презентации. В зависимости от целей и задач урока я наполняю их различными рисунками, таблицами, схемами, иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами, что позволяет сделать их интерактивными. Презентация дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Увидев презентацию, учащиеся значительно лучше воспринимают данный материал. Удобно применение компьютерных презентаций ещё тем, что появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме. Можно материал корректировать: удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации на более удачные и т.д.

 Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока. Рассматривая на уроках экологические вопросы, нельзя не затронуть вопрос о том, что многие животные и растения занесены в Красную книгу. Одно дело услышать, другое дело посмотреть. И здесь на помощь мне снова приходит презентация.

 В своей практике я использую презентацию и в подготовке домашнего задания творческого характера. Учащиеся с интересом включаются в такую работу, что активизирует их познавательную деятельность.

 Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

 Для реализации принципа наглядности при обучении биологии и повышения познавательной активности учащихся использую фотографии, рисунки. Например, фотографии птиц можно использовать на уроках «Птицы леса. Болотные, водоплавающие и околоводные птицы. Птицы открытых местообитаний», рисунки и фотографии земноводных – на уроке «Происхождение, многообразие, роль земноводных в природе» и т.д.

 Наиболее привлекательны и вызывают интерес у учащихся анимации  и интерактивные схемы. Сюжеты анимаций образовательных комплексов разбиты на части. Благодаря этому учителю предоставлен выбор режима проигрывания сюжета – с остановкой на ключевых кадрах или без остановки. Работа с анимацией в режиме остановки на ключевых кадрах позволяет дополнительно прокомментировать происходящее на экране или дать возможность учащимся сделать записи в  тетрадях, а также этот режим позволяет несколько раз проигрывать наиболее сложные для понимания и запоминания фрагменты анимации. Все эти приемы создают возможность квалифицированного объяснения биологических процессов с нужными визуальными акцентами. На своих уроках использую различные Flesh-анимации. Например в курсе изучения «Зоологии» 8 класс, «Анатомии, физиологии и гигиены человека» 9 класс имеются анимации по различным темам: Земноводные, Птицы, Млекопитающие, Кровообращение, Анализаторы, Опорно-двигательная система и др.

 Компьютерные модели также необходимы для демонстрации сложных биологических процессов, изучаемых на уроках биологии в 10-ом классе: комплементарность нуклеотидов; репликация ДНК; транскрипция РНК; синтез белка; митоз; мейоз и т.д. И здесь на помощь приходят ресурсы сети интернет.

 Возможности использования компьютера как средства создания проблемных ситуаций на уроках биологии. При этом учитель может, например:

 Тема «Класс паукообразные»

 Известен такой исторический факт. Осенью 1724г. Французская армия вступила на территорию Голландии. У голландцев не было ни солдат, ни пушек, и они прибегли к хитрости. Открыли шлюзы каналов и затопили дороги. Путь врагу, казалось бы, был закрыт. И действительно, французы уже начали готовиться к тому, чтобы покинуть Голландию, как вдруг командующий войсками отдал приказ остановить отступление. Основанием для этого послужило неожиданно изменившееся поведение пауков. В чем оно заключалось? (Перед похолоданием пауки начинают активно плести паутину. И действительно, из-за наступивших морозов вода вскоре замерзла.)

 Можно использовать огромный набор справочного материала на различных этапах урока, например: продолжительность жизни растений на уроке «Многообразие растений» 7 класс и животных при изучении различных классов животных в 8 классе; фотографии следов зверей и птиц – при проведении экскурсии «Живые организмы зимой» в 6 классе; справочные и обобщающие таблицы и т.п. могут быть использованы и на этапе закрепления – если учащийся обращается к ним при выполнении заданий или ликвидации пробелов в знаниях.

 Активизируют познавательную деятельность учащихся биологические экскурсии. Для проведения виртуальных экскурсий использую различные видеофрагменты. С помощью их на уроках биологии в 11 классе при изучении темы «Заповедное дело и охрана природы» мы легко можем перенестись в Березинский биосферный заповедник или Национальные парки Беловежская пуща и Браславские озера.

 В нашей школе имеется хорошая медиатека учебных видеофильмов практически по всем темам курса «Зоология» 8 класс, «Анатомия, физиология и гигиена человека» 9 класс, по теме «Происхождение и развитие жизни на Земле» и др., которые я также использую на различных этапах урока.

 На своих уроках я также использую различные электронные средства обучения: «Человек и его здоровье», МедиуМ, 2005г., «Биология. Генетика», БГУ, 2008г., «Зоология 8 класс», ИНИС-СОФТ, 2011г., Эволюция.11 класс.

 К числу чрезвычайно важных этапов познавательной деятельности учащихся относится этап закрепления материала. Для закрепления материала я использую тестовые задания различной степени сложности, практикую заполнение таблиц, заполнение пропусков в тексте, использование схем при опросе. Задания выводятся на экран.

 Использую ИКТ и для подготовки учащихся к ЦТ

 Анализируя опыт своей работы, с использованием ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование компьютерных технологий позволяет расширить кругозор учащихся по предмету, активизировать познавательный интерес у учащихся посредством смены видов деятельности, развивать их творческие способности, стимулировать умственную деятельность, сделать урок более интересным и наглядным. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным.

 Использование ИКТ на уроках биологии это маленькая крупица в подготовке обучающихся к будущей жизни в информационном обществе.

 Но при кажущемся богатстве дидактических функций, которыми мы пользуемся при применении на своих уроках ИКТ, они не могут полностью заменить учителя. Ведущая роль в формировании личности ребенка всегда была и будет за живым общением с окружающими его людьми. Во все времена учителю принадлежала, и будет принадлежать главенствующая роль в обучении как основному носителю знаний и образца морально-этического поведения. А на уроках биологии это особенно ярко проявляется. Так как только учитель со всей присущей ему эмоциональностью и любовью к своему предмету может открыть перед учениками прекрасный мир окружающей природы, развить в учениках чувство эстетического восприятия ее, бережного отношения к природным богатствам. Поэтому ИКТ предоставляют нам очень эффективные, но пока вспомогательные средства.

 Список литературы

  1. Богачева И.В. Настольная книга учителя биологии: методические рекоменации и нормативные требования/ И.В.Богачева. – Мн.,2008.
  2. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии/ Н.И.Запрудский. – Мн.,2003.
  3. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии/ В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004.
  4. Молибошко Т.А., Рогожников О.Н. Биология в 8 классе/ Мн., 2012.

comments powered by HyperComments
Ещё в этом разделе