Крынко О.А.

Использование элементов информационно-коммуникативных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

О.А. Крынко, учитель биологии
ГУО «Средняя школа №4 г.Ивацевичи»

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
Народная пословица

 Большую часть информации мы получаем визуально. Около 80-90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 8-15% - при помощи органов слуха (аудиально) и только 1-5% - при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания) [1].

 Поэтому реализовать на уроках биологии один из важнейших принципов – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень восприятия учебного материала. Невозможно представить урок биологии без «классического» наглядного материала (учебные таблицы, влажные препараты, микропрепараты, муляжи, гербарий и т.д.), но  в условиях современного общества учитель не может игнорировать информационные технологии.

 Меняются устоявшиеся подходы и методики и, самое главное, меняются потребности современных учащихся. Очевидно, что не реагировать на эти перемены нельзя. В условиях развития современного информационного общества эти изменения вполне естественны. Введение информационно-компьютерных технологий в образование – это необходимый процесс.

 Методы, приёмы, формы активизации познавательной деятельности при правильном их сочетании позволяют изменить ситуацию в учебном процессе:

1) стимулируют интерес к процессу обучения;
2) развивают творческую активность учащихся;
3) активизируют мыследеятельность учащихся;
4) расширяют кругозор учащихся.

 Для обеспечения побудительных мотивов, обусловливающих активизацию познавательной деятельности учащихся, я использую элементы информационно-коммуникативных технологий на следующих этапах урока: проверка домашнего задания, целемотивационный этап, изучение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний учащихся.

Используемые мною элементы ИКТ на уроках биологии:

1) электронная библиотека видеороликов по разделам изучаемых тем;
2) картинки и фотографии биологических объектов;
3) презентации по изучаемым темам;
4) готовые электронные приложения;
5) интерактивные рисунки;
6) тестовые задания.

 На уроках работаю с электронным приложением «Биология. Виртуальная лаборатория». В этом приложении учащиеся проводят свои собственные эксперименты с применением специализированного оборудования и материалов [2]. Посещение виртуальной лаборатории я использую в начале изучения курса биологии. Учащиеся 6 класса не только знакомятся с биологическими объектами, лабораторным оборудованием, но и одновременно учатся виртуально готовить временные микропрепараты, пользоваться микроскопом. Это вызывает интерес у учащихся проводить настоящие исследования.

 Образовательные интерактивные работы электронного приложения «Виртуальная образовательная лаборатория «Virtulab» позволяют учащимся проводить виртуальные эксперименты по биологии.  Наглядная биология заменяет (полностью или на определённых этапах) натуральный объект исследования, что позволяет гарантированно получить результаты опытов, сфокусировать внимание на ключевых сторонах исследуемого явления, сократить время проведения эксперимента [3]. Приложение «Наглядная биология» я применяю на уроках биологии в разных классах. Например, в курсе биологии 11 класса (повышенный уровень) во время проведения практических работ использую интерактивные работы «Изменение экосистем», «Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем» и др.

 Использование видеометода в учебном процессе позволяет привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, вызвать интерес к предмету, дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, повысить роль наглядности в учебном процессе; обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Время демонстрации видеофрагмента от трех до пяти минут.

 Перед демонстрацией видеофильма учителю необходимо самому внимательно его просмотреть, отметить узловые моменты, на которые следует обратить внимание учащихся. Демонстрация фильма без предварительного знакомства превращается в развлекательную часть урока, эффективность использования киноматериала резко снижается, учитель не может дать задание учащимся перед просмотром [4].

 Важным моментом является предварительная установочная беседа. Не проведя такой беседы, учитель ставит перед учащимися непосильную задачу: запомнить содержание всей киноленты и осмыслить ее. В таком случае учащиеся запоминают лишь знакомый им материал и упускают значительный объем новой информации [4]. .

 Фильм привлекает непроизвольное внимание только в первые моменты его демонстрации, для установления произвольного внимания необходимо волевое усилие, и здесь главная роль принадлежит мотивации. Во время беседы учитель должен поставить перед учащимися точную цель просмотра фильма, дать задание к нему. Также следует разъяснить наиболее сложные моменты фильма и тем самым облегчить его восприятие и незнакомые термины [4]. 

 Задание к видеофильму может быть дано в форме вопросов, составления схем, заполнения таблиц.

 Видеофильмы я применяю на этапе объяснения нового материала и во время опроса домашнего задания. Например, в 10 классе во время изучения тем «Митоз», «Мейоз» использую приёмы «немое кино» и «стоп-кадр». Во время изучения данных тем учащиеся знакомятся с соответствующим видеоматериалом, на следующем уроке на этапе проверки домашнего задания учащийся озвучивает самостоятельно данный видеофрагмент (приём «немое кино»), или просмотр видео происходит с остановками, по кадрам необходимо определить и объяснить фазу деления клетки (приём «стоп-кадр»).

 В качестве учебных видеоматериалов использую мультипликационные фильмы, потому что они интересны учащимся любого возраста и развивают мыследеятельность. На этапе закрепления новых знаний предлагаю задания перед просмотром: найти биологические ошибки, объяснить содержание мультфильма с биологической точки зрения и другие. Например, изучая развитие земноводных показываю учащимся мультфильм «Early Bloomer» (Раннее развитие), изучая класс Птицы – фрагменты мультфильмов «Гадкий утенок», «Серая шейка».

 Интерактивные рисунки имеют два режима работы: демонстрационный и тестовый. Поэтому их актуально применять как на этапе изучения новой темы, так и на этапе проверки домашнего задания. В 10 классе, изучая строение клетки, я часто использую интерактивные рисунки растительной и животной клеток, а также органелл клетки. На этих интерактивных моделях клетка представлена в 3D-формате, что способствует развитию пространственного мышления учащихся и более полному усвоению темы.

 Направляя курсор на определённую структуру клетки, она выделяется подсвечиванием, при этом внимание учащегося акцентируется на конкретном изучаемом объекте. Также появляются всплывающие подписи к рисунку: название структуры клетки, особенности строения и выполняемые функции. Таким образом, ученик получает максимум информации по новой теме. Тестовый режим удобен для закрепления нового материала и проверки домашнего задания. В этом режиме учащемуся необходимо соотнести на рисунке структуру клетки с её названием.

 Мультимедиа-выступления в виде презентации можно использовать на любом этапе урока, оснащая их фотографиями, интерактивными рисунками, опорными схемами, тестовыми заданиями, видеофрагментами и другими инструментами. Насыщение презентации учебным материалом зависит от цели этапа урока и планируемого учителем результата. Например, во время изучения многообразия млекопитающих в 8 классе при помощи презентации я организую учащимся посещение виртуального зоопарка «Mammalia». Экскурсоводами-биологами в зоопарке являются учащиеся, подготовившие информацию об отрядах млекопитающих. На слайдах презентации представлено систематическое положение видов изучаемого отряда млекопитающих, фотографии, видеофрагменты, отображающие особенности поведения животных. Затем после проведенной экскурсии группам учащихся предлагаются задания по теме: выбрать из предложенного перечня отличительные признаки отряда, соотнести фотографию млекопитающего и отряда, к которому данный вид относится и др. В качестве творческого домашнего задания предлагаю составить «паспорт» определенного вида млекопитающего и представить в виде презентации.

 Использование на уроках биологии разных источников информации и наглядных средств посредством ИКТ делает урок более насыщенным и эффективным, повышают уровень усвоения нового материала учащимися, так как восприятие информации происходит на зрительном, слуховом и эмоциональном уровнях. Преимущества использования на уроке элементов ИКТ очевидны: многократность использования, возможность применения на разных этапах урока, детализированное изучение объектов, осознанность овладения учащимися учебного материала, и главное, заинтересованность учащихся в изучении предмета.

 Список литературы:

  1. http://ikthelp.ru/vidy-informacii-8-klass
  2. https://anderbot.com/windows/apps/?id=9wzdncrdm55
  3. http://www.virtulab.net
  4. http://bank.orenipk.ru/Text/t20_388.htm

comments powered by HyperComments
Ещё в этом разделе