Дикан В.Н.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В. Н. Дикан, учитель биологии
ГУО «Лицей Ивацевичского района»

 В современных условиях основная задача образования - развить аналитические способности, умение критически мыслить, а также навыки и умение учиться. Главное сегодня - не «транслировать» знания, не выучить наизусть учебники, справочники, а именно «научить учиться». Обучение таким способностям - задача учителя. За два года обучения в лицее важно научить каждого учащегося осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромный объем информации. Поэтому большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю работе с текстом.  На мой взгляд, работа с текстом именно на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных умений. Таких, как умение самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.

 В решении этой задачи помогает использование современных ИКТ. С помощью ИКТ повышается познавательная активность учащихся, создаются условия для самостоятельной продуктивной деятельности. Актуальность выбранной темы определяется тем, что на первый план выходит личность ученика, готовая к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, что имеет большое значение в условиях информационного общества.

 ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, совершенствуют их умение работать с различными источниками информации, стимулируют самостоятельность учащихся при подготовке к урокам.

Среди форм подачи учебного материала на уроке с использованием ИКТ можно выделить следующие:

  • презентации (стандартные, мультимедийные)
  • электронные образовательные комплексы
  • сервисы Google

 Самая удобная, несложная и доступная форма подачи материала – это презентации, созданные с помощью Microsoft Power Point. Сочетают в себе – тезисность для учителя и наглядность для учащегося. Во время демонстрации презентации на экран можно вывести различного рода задания для учащихся, предусматривающие работу с текстом учебника, справочной, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Например, задания на усвоение орфографии новых терминов, биологические диктанты, задания на установление соответствия, заполнение таблиц, схем, построение графиков и др. Выполнение подобных заданий способствует не механическому запоминанию прочитанного, а осознанному чтению, глубокому пониманию текста, формированию умений выбирать главное, выявлять параметры для сравнения, вычленять основные сведения и устанавливать их последовательность, выявлять причинно-следственные связи, сравнивать объекты и находить их сходства и отличия. На сегодняшний день можно легко включить в Power Point мультимедийные элементы: видео, анимации, рисунки, фотографии и др., что делает урок более наглядным, значительно повышает эффективность усвоения учебного материала. Использование презентаций возможно на любых этапах уроках, позволяет включить учащихся во фронтальную, парную и групповую формы работы.

 ИКТ применяю при проведении уроков с использованием приемов Дальтон- технологии. Организация обучения по Дальтон-технологии более приемлема в профильных классах или профильных группах. 20 % времени, отведенного на изучение темы (главы) занимают лекции (вводные, обзорные, обобщающие, мини-лекции). Бытует мнение, что лекцию отличает от обычного урока то, что учитель все 45 минут излагает тему сам. На самом деле лекция должна содействовать формированию самостоятельности, творческого мышления, умения слушать. Компьютер позволяет расширить возможности обычной лекции, любую информацию демонстрировать учащимся наглядно. По ходу лекции, учащимся предлагается подаваемый материал оформить в виде схем, таблиц, рисунков и т. п., делается акцент на тех понятиях, терминах, которые необходимо запомнить. Использовать компьютерное изображение удобнее, быстрее, аккуратнее, чем это же писать на доске мелом.

 Роль лекций сводится к формированию ориентировочной основы для последующей познавательной деятельности на практических занятиях, где учащимся предлагается право свободного выбора заданий трех уровней: среднего, достаточного и высокого. Использование ИКТ на данном этапе способствует накоплению банка дидактических материалов, которые учащиеся используют при работе на уроке и подготовке домашнего задания.  Работая с заданиями такого уровня, у учащихся появляется стремление к самостоятельному поиску ответа на интересуемый вопрос. На таких занятиях не бывает ребят «без мысли в голове», «без дела в руках». Ребята учатся теоретическому осмыслению изучаемых явлений и процессов, применять полученные знания на практике (при выполнении лабораторных работ, заданий экскурсий, постановке опытов и т. д.). Знания, добытые самостоятельным трудом под руководством учителя (выступает в роли консультанта), более прочные, чем, полученные готовыми, становятся достоянием человека и средством его развития.

 Метод проектов, который использую в своей учебной деятельности, позволяет создать условия, при которых учащиеся могут проявить свою самообразовательную активность. Современные условия выставляют требования: самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления, находить источники необходимой информации.  Поэтому проектная технология рассматривается как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.   Учебный проект - это интегративное средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно: проблематизации, целеполагание и планирование деятельности, поиск нужной информации, проведение исследования: анализ, синтез, обобщение, практическое применение знаний и умений в нетиповой ситуации, умение готовить материал в наглядной форме, самопредъявление результатов деятельности, самоанализ и рефлексия. При оформлении проекта учащиеся отдают предпочтение использованию информационных технологий, работая в программах Power Point, Publisher, представляя презентации, буклеты. При систематическом использовании проектной технологии у учащихся в течение обучения в лицее формируются проектно-исследовательские умения, умения поиска и структурирования информации. Активное использование современных информационных технологий дает навык работы в разных компьютерных программах, а эффективное взаимодействие учащихся в группе развивает позитивную коммуникабельность, умения сотрудничества.

 В ходе преподавания биологии часто возникает необходимость наглядной демонстрации и более детальной проработки некоторых изучаемых явлений, которые не подлежат прямому наблюдению, нх трудно представить и понять (биосинтез белка, процессы митоза и мейоза, циклы развития высших растений и т. д.). В этом случае удобно использовать электронные образовательные комплексы: Генетика БГУ;  1С: Образование, 3,0  Фирма «1С», Биология; «Открытая биология, 2,6» Д. Е. Мамонтов, компания «Физикон». Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Белорусские электронные образовательные комплексы заслуживают высокой оценки. Они обладают большим спектром систематизированного наглядного и информационного материала. Содержат учебный материал, понятийный аппарат, учебные задания. анимации и др. Российские электронные комплексы несколько не соответствуют нашим школьным программам. Но в тоже время их отличает простота в использовании, высокая информативность, качество предложенного материала. Например, образовательный комплекс Биология. 9 класс предназначен для изучения общей биологии, в частности основ цитологии, генетики, эволюции и экологии, т.е. тем, изучаемых в курсе общей биологии 10-11 классов. Он включает богатый фактический материал, интерактивные схемы, таблицы, интерактивные задания и анимации. Все это полезно как учителю при проведении урока, так и учащимся при подготовке домашних заданий, рефератов, презентаций и т.д.

 Чаще всего в учебном процессе использую анимации, интерактивные задания и рисунки. Анимации отражают физиологические и эволюционные явления, демонстрируют сложные процессы, происходящие на молекулярном и клеточном уровне. Наиболее удобны для применения в учебном процессе анимации, которые имеют синхронизированное дикторское сопровождение, опции включения и выключения звука. Актуально использование всплывающих подсказок, а также выделение цветом или подсвечиванием тех фрагментов, на которых необходимо сконцентрировать внимание учащихся. Анимации демонстрирую при объяснении нового материала. Работа с анимацией в режиме остановки на ключевых кадрах позволяет сделать дополнительные комментарии или предоставить учащимся возможность сделать записи в тетрадях. Все эти приёмы создают возможность квалифицированного объяснения биологических процессов с нужными визуальными акцентами или организовать работу с классом: описать процесс или явление, ответить на вопросы к анимации, сформулированные перед просмотром, или предложить учащимся составить собственные вопросы или опорные конспекты просматриваемой анимации.

 Интерактивные задания позволяют систематически анализировать индивидуальный рост учащихся, вычленять трудности в освоении материала и помогать их преодолевать. Интерактивные задания делают уроки разнообразными, облегчают работу за счет автоматической проверки заданий и предоставления полной информации о ходе работы учащихся над заданием. 

 Интерактивные рисунки - упрощённый вариант интерактивных моделей, имеют два режима работы: демонстрационный и тестовый. Для работы с интерактивным рисунком в демонстрационном режиме предлагаются опции «Подсказки», «Показать все», «Спрятать все». Разные режимы дают возможность применения интерактивных рисунков при объяснении, закреплении, обобщении и контроле учебного материала, а также в качестве наглядного пособия при проведении лабораторных работ. При этом ученики имеют возможность сравнивать реальные наблюдаемые объекты и рисунки, выведенные на экран телевизора. Тестовый режим работы с интерактивным рисунком удобен для закрепления учебного материала. Ученику надо выбрать верные надписи из выпадающего списка, предлагаемые к рисунку. Правильность выполнения задания определяется автоматически.

 Таким образом, использование электронных образовательных комплексов дает возможность представить материал более объемно и качественно, сделать самостоятельную работу учащихся на уроке и дома более интенсивной и насыщенной. 

 В последнее время в своей учебной деятельности использую сервисы Google, которые ориентированы на сетевое взаимодействие учеников и учителя, что способствует повышению качества обучения, переводу учащихся в режим саморазвития. Среди сервисов. предоставляемых компанией использую Google Диск (Google Drive) -  облачное хранилище данных (15 ГБ), позволяющее хранить свои данные на серверах в облаке и делиться ими с подписчиками. Это означает, что учащиеся смогут просмотреть информацию прямо в своей ленте: документы (тесты, задания для самостоятельной подготовки), презентации и др. Использование Google Диска даёт много преимуществ. Созданный документ или презентацию на Google Диске можно предоставить, включив доступ по ссылке, к просмотру коллегам и ученикам. Данный сервис позволяет документы загружать и создавать, хранить, просматривать. Интерфейс позволяет сделать информацию доступной всем подписчикам, индивидуально или группе учащихся, организовать дистанционное обучение.

 Среди других, используемых мной приложений - You Tube – видеохостинг, предоставляемый пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. Мною собрана подборка видеоуроков для самоподготовки учащихся. Их удобно использовать как дополнение к учебному материалу при подготовке домашнего задания, к олимпиадам.

 Приложение Google Фото является местом хранения фотографий, облегчает создание анимаций, видео, коллажей и т.д.

 Организация обучения через Google способствует изменению домашней деятельности учащихся: им интересно и есть желание выполнять на домашнем компьютере домашнее задание. Google-сервисы помогают организовать работу большого круга заинтересованных лиц в режиме онлайн, т.е. формируется новая образовательная среда вне стен образовательного учреждения. Данная среда способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и развитию их творческих, аналитических способностей. В целом, среда современных сетевых сервисов помогает создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать и отрабатывать компетентности, необходимые в 21 веке: информационная и медийная грамотность, организационная и коммуникативная грамотность, продуктивная грамотность.

 В заключение хочется отметить, что информационно-коммуникативные технологии повышают информативность урока, делают эффективным обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Использование ИКТ на уроках изменяет положение самого учителя. Учитель чаще выступает как организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся. ИКТ, применяющиеся методически грамотно повышают познавательную активность ребят, за счет расширения возможностей доступа к образовательной информации; совершенствования умений самостоятельно приобретать знания, способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

 Литература:

  1. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года (Постановление Совета Министров РБ от 24 июня 2013 г.)
  2. Сидорова Е. В. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя / Е. В. Сидорова и др. / СПб.: БХВ – Петербург, 2013. - 288 с.: ил. – (ИиИКТ)

comments powered by HyperComments
Ещё в этом разделе