Борщук Г.М.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Г.М. Борщук, учитель биологии
ГУО «Телеханская средняя школа»

 «Есть сфера, куда компьютер не придёт. Это сфера межличностного общения. Но учитель, освобожденный от многих видов малопродуктивного труда, получил бы возможность превратиться из урокодателя в личность, формирующую личность. Поэтому бессмысленна попытка противопоставления – учитель или компьютер. Не или-или, а и-и. Учитель, владеющий компьютером как средством организации познавательной деятельности ученика и вооруженный высококачественными программными средствами,- вот, наверное, тот идеал, к которому мы должны стремиться».

Г. Н. Петровский

 XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Поэтому современную школу невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ведь их применение даёт новые возможности для развития познавательной деятельности учащихся на уроках, а это во все времена одна из извечных проблем обучения. Развитие познавательной активности, т. е. познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности сейчас немыслимо без использования компьютерной техники. Это является актуальным при обучении любому предмету, и в частности, биологии.

 Невозможно научить ребёнка, если ему неинтересно, если он не увлечён процессом познания. Активная работа учащихся на уроке - залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учеников тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. И тут нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Использование ИКТ в процессе обучения биологии позволяет добиваться качественно более высокого уровня наглядности на уроках, значительно расширяет возможности активизации деятельности обучающихся, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу. Таким образом, ИКТ - это одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся.

 В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют повысить качество и мотивацию обучения, интенсифицировать деятельность учителя и ученика, развивать самостоятельность и творческие способности учащихся, сократить время на опрос и объяснение нового материала, создавать уроки с использованием яркой наглядности. ИКТ отличаются большими дидактическими возможностями, так как представляют собой интерактивное объединение на цифровой основе текста, графики, звука, видео и анимации. Важным является то, что перечисленные средства обучения имеют простую систему настройки и установления, статистику выполнения упражнений.

 Работу с элементами ИКТ я провожу на разных этапах урока: организационном, мотивационно-целевом, оперативно-познавательном, рефлексии, при выполнении практических, лабораторных, контрольных работ.

 Для объяснения и закрепления нового материала, а также для обобщения и систематизации знаний часто использую презентации, выполненные в программе PowerPoint. Применение ярких запоминающихся слайдов соответствует важнейшему дидактическому принципу наглядности. Воздействуя на зрение и слух, наглядные средства формируют целостное представление образа или понятия, что способствует прочному усвоению материала. Наглядность развивает у учащихся эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям. Презентации усиливают эффект наглядности за счёт сочетания зрительного и слухового восприятия. Демонстрируемые на большом экране слайды, которые могут включать анимацию, видео, звук, обеспечивают относительно устойчивое и длительное внимание учащихся к изучаемому материалу. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка. [2.С.187,188]

 Несомненно, что растения и животные из Красной книги Республики Беларусь учащиеся лучше запомнили, увидев их на экране в цветном изображении, услышав о них дополнительную информацию. Такое запоминание гораздо эффективнее, чем просто зазубривание перечисленных видов растений и животных в тексте учебника.

 При использовании презентаций есть возможность при необходимости без потери времени многократно предъявлять слайд с нужной информацией. Это особенно важно при изучении сложных тем в общей биологии, таких как мейоз, митоз, фотосинтез, хранение и реализация наследственной информации и др.  Кроме того, материал презентаций можно корректировать: удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации на более удачные. В старших классах эту работу с удовольствием делают и сами дети. Они не только пользуются готовой презентацией учителя, но и сами могут приготовить презентацию на заданную тему, либо дополнить интересными материалами уже имеющуюся презентацию.

 Презентации хороши ещё тем, что можно менять вид деятельности. Достигается это за счет демонстрации схем, чертежей, иллюстраций, таблиц, мультипликации и видеофрагментов. При таком подходе ученик весь урок следит за происходящим, он находится в ситуации, когда ему необходимо запоминать существенное, так как применять его придётся для выполнения заданий по первичному и вторичному закреплению на этом уроке.

 В своей работе я применяю презентации в зависимости от основной цели урока: вводно-мотивирующие – для вводных уроков в раздел учебного курса, например, «Наука биология: О чём? Когда? Для чего?», «Царства живых организмов», «Экосистемы» 6 класс; «Зоология – наука о животных», «Кто такие Кишечнополостные?», «Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности» 8 класс; «Общий обзор организма человека» 9 класс; информационные – для уроков изучения нового материала, предъявления новой информации; практические – для уроков закрепления пройденного материала, отработки учебных умений и навыков (9 класс, тема «Значение двигательной активности для сохранения здоровья» - как пример, один из слайдов: Совместно рассмотрите ситуацию: На перемене пятиклассники играли в «догоняшки». Когда В. Бежал по коридору, резко открылась дверь кабинета №31. Мальчик сильно ударился лбом о ребро двери. Он упал, на какое-то время забылся. Из лба текла струйка крови. Когда его подняли одноклассники, В. поташнивало. Предположите возможную травму. Ваши действия в таком случае.); повторительные – для уроков повторения знаний и способов решения учебных задач; обобщающие – для уроков обобщения и систематизации знаний; контрольные – для уроков контроля и коррекции знаний, умений, навыков. Также презентации отличаются и по степени самостоятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные – в них выделяются важные акценты, обеспечиваются хорошая наглядность и логика изложения; репродуктивные – в них предлагаются образцы выполнения заданий и аналогичные задания для выполнения учащимися. При этом на мониторе компьютера представляются эталоны правильных решений; проблемные – в них я предъявляю проблемную ситуацию, формулирую проблему и показываю учащимся развёртывание процесса решения этой проблемы. Учащиеся индивидуально или в группах осуществляют шаги по решению проблем (например, «Почему летом не желательно использовать синтетический витамин D»); эвристические – когда в слайдах представлена и сама проблема, и её части (Например, 9 класс, тема «Строение и функции органа зрения» - пример слайда: Басня И.Крылова «Мартышка и очки» отражает существенные биологические закономерности. Укажите их и дайте им объяснение. «Мартышка к старости слаба глазами стала, А от людей она слыхала, Что это зло ещё не так большой руки: Лишь стоит завести очки.» Вопрос: какие очки прописал бы врач мартышке?); исследовательские – где учащиеся осознают предъявленную проблему и сами выдвигают гипотезу, проводят исследование.

 С помощью презентации можно провести заочную экскурсию (либо составить отчёт о реальной экскурсии) и даже весёлую физкультминутку. Я обратила внимание, что когда использую видеосюжет, где физкультминутку под весёлую музыку проводит панда, то настроение поднимается не только у учеников среднего звена, но и у старшеклассников. Таким образом, ребята получают заряд бодрости и энергии, снимается статическое напряжение, а это всё, согласитесь, также способствует активизации мыслительных процессов у детей.

 Я считаю, что презентации на уроках биологии являются уникальным средством обучения, которое предоставляет учителю большие возможности для управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

 Для повышения наглядности обеспечения учебного процесса я также использую готовые ЭСО, такие как: «Биология. 1С Репетитор»; «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»; мультимедийный курс биологии «Открытая биология» Д.И. Мамонтова компании «Физикон». Для проведения тематического и поурочного контроля я использую программу разработки тестов mytest. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Это в определённой мере повышает интерес к изучаемому материалу, увлекает учеников.

 Таким образом, обучение с помощью ИКТ на уроках биологии — это не только сообщение новой информации, но и обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приёмам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Иными словами, ИКТ является одним из хороших современных средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. А владение учителем приёмами ИКТ и их применением в своей практической деятельности – показатель его функциональной грамотности. Поэтому учителю биологии необходимо осваивать новое информационное пространство вместе с учениками для того, чтобы не отставать от них, а идти вперёд или рядом.

Список литературы:

1.Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М. : «5 за знания», 2006
2.Запрудский Н.И . Современные школьные технологии – 2 /Н.И.Запрудский. – 2-е изд. – Минск, 2010 – (Мастерская учителя)
3.Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса – Минск, 2000


comments powered by HyperComments
Ещё в этом разделе