Образец характеристики

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ РЕБЕНКА, НАПРАВЛЯЕМОГО НА ОБСЛЕДОВАНИЕ В ЦКРОиР.

Характеристика пишется классным руководителем (воспитателем), дополняется психологом и дефектологом (при наличии таких специалистов). 

СОДЕРЖАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 

1. Анкетные данные:• имя, фамилия; дата и место рождения, возраст на время обследования;• имена и фамилии родителей, образование;• школа, класс и год обучения (оставался ли на повторный год обучения);• наличие других детей в семье и их возраст. 

2. Семья ребенка:• экономическое положение семьи;• жилищные условия;• культурный уровень семьи;• состав семьи (полная - неполная, многодетная, малообеспеченная, родители родные - приемные, лица их заменяющие);• отношение членов семьи к ребенку;• подготовка ребенка к школе и условия учения дома (отношение семьи к школе);• нуждается ли в средствах передвижения.

 3. Внешняя картина личности:проявления• физическая внешность (внешний вид, чистота одежды, прическа);• пантомимика (особенности физических движений: быстрота, напряжение, гармоничность, координация, осанка, особенности походки, жестикуляция);• речевое поведение (многоречивость - молчаливость, речевая готовность, грамматические и стилистические особенности, содержание и культура речи). 

4. Особенности развития игровой деятельности (для дошкольников):• может ли ребенок организовать сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и т.д.;• какую роль при этом отводит себе;• может ли регулировать игровые отношения вербально (т.е. с помощью речи);• в какой форме необходима помощь со стороны взрослых;• каким играм уделяет больше внимание (подвижным, настольным, дидактическим и пр.);• использует ли предметы-заместители;• предпочитает играть один или с детьми;• играет молча или проговаривает выполняемые действия;• каким образом решает конфликтные ситуации в игре: плачет, жалуется взрослым, прибегает к силовым методам и т.д.

 5. Особенности развития познавательной деятельности:• внимание: объем, устойчивость, концентрация, распределяемость, переключаемость;• восприятие в целом, восприятие цвета, форма, величины. Предметный гнозис. Зрительное, слуховое, тактильное;• память: зрительная, слуховая, моторная, опосредованная. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность), воспроизведение (полнота, точность, последовательность), забывание (частичное, глубокое, ситуативное);• мышление: особенности протекания мыслительных операций (анализ, синтез, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации):- пространственный анализ и синтез;- сформированность обобщающих понятий, уровень обобщения и характер выбора связей;классификация;- установление различий и сходства в операциях сравнения;- подбор аналогий (конкретные, логические ассоциации);- понимание последовательности событий в серии сюжетных картинок;- понимание метафор, пословиц, сюжетов со скрытым смыслом. Состояние темпа, активности. Последовательности, доказательности и критичности суждения. Состояние видов мыслительной деятельности (наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление).Какую помощь принимает. Развитие потенциальных возможностей в деятельности.Работоспособность.Характер деятельности (мотивация, целенаправленность, сосредоточенность).

6. Личностные особенности:•     особенности поведения:- основные черты (активность/пассивность, общение/уклонение от общения,организованность/хаотичность) и его нарушения, как например активности, контакта, организованности;- отношение к самому себе, отношение к школе, учебе;- поведение по отношению к окружающим (положение в коллективе, поведение по отношению котдельным лицам, к родителям, братьям и сестрам, сверстникам, старшим и младшим, больным, кпротивоположному полу);- поведение по отношению к воспитательным средствам, реакция на поведение коллектива (послушание,самокритичность, равнодушие, сопротивление, негативизм; улучшается/ухудшается и т.п.)•     эмоционально-волевая сфера (эмоциональное состояние): - глубина и устойчивость чувств;- преобладающее настроение;- наличие эффективных вспышек;- способность к волевому усилию;- внушаемость;- проявление негативизма;- мотивация;- самооценка и уровень притязаний. 

7. Результаты логопедического обследования:•     состояние импрессивной речи;•     фонематический анализ и синтез;•     состояние экспрессивной речи:- строение и подвижность артикуляционного аппарата;- состояние звукопроизношения;- словарный запас (наличие глаголов, наречий, прилагательных, существительных, синонимов, антонимов);- обобщающие слова;- состояние функции словоизменения;- характер употребления предложно-падежных конструкций;- состояние функции словообразования;- связная речь;•     моторика: - координация движений;- ведущая рука;- тонкая моторика. 

8. Результаты педагогическое обследования:•     знания о себе, семье, близких;•     сформированность временных и пространственных представлений:- части суток;- дни недели;- времена года и их последовательность;- определение сторон тела, положения предметов в пространстве;•     знание о явлениях природы;•     социально-бытовая адаптация;•     знания и навыки по программному материалу:- по языку (сформированность анализа на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях,умение выделить и объяснить орфограммы, умение работать с деформированными текстами, характерошибок письма под диктовку);- по математике (умение определять и сравнивать предметы и их множество, знание последовательностичисел натурального ряда, соотношение числа и цифры, знание состава числа, знание вычислительныхприемов, понимание конкретного смысла терминов и действий, умение устанавливать логические связипри решении простых, составных задач);- чтение (способ чтения-побуквенное, послоговое, целыми словами, беглое; качество чтения-правильность,плавность, выразительность, сознательность; пересказ-самостоятельный, полный, последовательный, понаводящим вопросам фрагментарный).

Ещё в этом разделе