Обучение детей на последствиях их действий

Обучение детей на последствиях их действий

(материал предлагается родителям для практического использования)

Подготовила

педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр Ивацевичского района»

С.В. Холодович

         В таблице даются примеры ситуаций, в которых дети могут научиться на последствиях своего выбора того или иного образа действий. Хотели бы использовать описанные здесь методы в воспитании собственных детей?

Проблема

Что обычно делают родители

Обучение детей на последствиях их собственных действий

Результат

1.Ребенок не встает по утрам после многочисленных напоминаний.

Срываются на крик, отчитывают ребенка, изводя его напоминаниями, угрожают, увещивают, заставляют.

Следует напомнить ребенку, что пора вставать – но всего один раз (старшим детям можно дать будильник – и возможность опоздать в школу или обойтись без завтрака). Во время каникул все члены семьи решают, в котором часу выходить к завтраку. Опоздавшие ждут обеда.

Ребенок начинает самостоятельно следить за временем по утрам.

2.Ребенок постоянно

теряет свои вещи.

Напоминают, отчитывают, ругают, помогают искать потерянные вещи, приходят на выручку.

Надо позволить ребенку испытать на себе последствия своих действий: обойтись без забытого в автобусе обеда, без потерянного учебника и т.д. Если потеря напрямую сказывается на родителях, следует заранее выработать согласованный план действий и привести его в исполнение, если понадобится.

Ребенок очень быстро начинает более внимательно следить за своими вещами.

3.Ребенок отказывается одеваться и стричься «как положено».

Покупают ребенку «правильную» одежду, заставляют стричься и т.д.

Можно предоставить ребенку большую свободу в выборе стиля одежды (в разумных пределах). Надо разрешить ребенку разок-другой промокнуть и продрогнуть (опять же в разумных пределах), но не настаивать на том, чтобы он потеплее одевался. Если вы идете куда-нибудь всей семьей, следует настоять на своих правах («ребенок должен быть прилично одет») или оставить его дома (если нужно, с няней).

 

Ребенок научается делать выбор и принимать решения относительно стиля в одежде и прически.

4.Ребенок не чистит зубы.

Напоминают, ругают, стыдят, заставляют.

Следует предложить ребенку следующий выбор: начать чистить зубы или отказаться от сладостей.

Ребенок начинает чистить зубы – и понимать, откуда берется кариес.

5.Ребенок не выполняет работу по дому.

Напоминают, отчитывают, кричат, платят (за работу)... Либо делают работу за ребенка.

Надо вместе распределить домашние обязанности между членами семьи и четко определить, чем чревато невыполнение работы по дому (например, все должны ждать обеда, если не вымыта посуда или не накрыт стол). Подобные методы действуют лучше всего, если от нерадивости страдают все дети одновременно.

Дети научаются вносить свой вклад в обслуживание потребностей семьи.

 

6.Ребенок не идет вовремя спать.

Напоминают, отчитывают, устраивают скандал, заставляют, наказывают.

Следует вместе с ребенком установить время отхода ко сну. Если он его игнорирует, в течение двух дней отправлять его спать раньше, затем попробовать снова. Маленьким детям надо предложить выбор: иди спать сам или я тебя отнесу (повторять каждый раз, когда ребенок вскакивает с постели).

Ребенок сам начинает следить за временем отхода ко сну.

7.Ребенок не делает домашнюю работу.

Ругают, предупреждают, читают нотации, заставляют ребенка делать домашнюю под своим присмотром.

Необходимо проявлять интерес к домашней работе ребенка, возможно даже помогать ее выполнять (задавать вопросы о домашней работе, предоставлять необходимую помощь). Дать ребенку возможность получить выговор от учителя за невыполненную или плохо выполненную домашнюю работу.

Ребенок начинает ответственно подходить к выполнению домашних заданий, одновременно улучшая качество своих отношений с родителями.

 

По материалам книги Н.Ю.Воробей

«Организация клубной деятельности»